In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Яна Гладких
Игорь Гордин
Евгения Дмитриева
Матвей Египцев
Варвара Египцева
Дани Каган
Ирина Кондакова
София Лукиных
Иван Рябенко
Дмитрий Степанов
Юрий Степанов-мл.
Александра Титова
Артём Цуканов
Игорь Яцко

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Дина Годер
«Московские новости», 30.03.2011

Акробаты и клоунессы

Прямо перед премьерой разнесся слух, что самому Петру Наумовичу Фоменко новый спектакль очень нравится. Шли воодушевленные. Спектакль начался, смотрим — и нам нравится. На самом-то деле на постановки этой пьесы всегда идешь, опасаясь: с одной стороны — текст замечательный, испортить его, кажется, нельзя, а с другой стороны — очень трудно сказать что-то новое, когда у всех перед глазами фильм Михалкова с Гурченко и Любшиным. А этот спектакль не похож не только на фильм и другие известные постановки этой пьесы, он совсем не похож на спектакли «Мастерской П. Фоменко» — никаких психологических кружев и мягкого обаяния. Да что там говорить: в нем и артистов фоменковских всего двое: в роли Тамары — Полина Агуреева, ради которой, судя по всему, Виктор Рыжаков и затеял эту постановку, и в эпизодической роли Тимофеева — Алексей Колубков. (Третьим можно считать стажера театра Артема Цуканова в роли Славы).

Рыжаков сам придумал остроумную сценографию — лаконичную и изобретательную, которая много определяет в этом спектакле. Посреди малой сцены фоменковского театра он выставил уже совсем маленький квадратный помост, на котором героям приходится тесниться, как в крошечной комнатке. А посреди помоста поставил стену. Когда спектакль начинается, на этой стене с помощью видеопроекции будто сами собой рисуются мелом кривая дверь, пальто на вешалке и радиоточка, раздувающаяся, словно в мультфильме, от громких звуков. Потом окажется, что стена заклеена бумагой и, чтобы впустить Ильина, Тамаре придется сдирать ее, как обои, и там откроется уже не нарисованная, а настоящая дверь. Стена будет крутиться вокруг своей оси и ездить по площадке туда-сюда, на ней нарисуется уличный фонарь, с нее будут снимать дверь, превращая в арку, в акробатических мизансценах залезать на стену и свисать с нее. Эта голая стена с нарисованными предметами, которая, вероятно, придумалась от привычки к бедности (Рыжаков много работал с небольшими и небогатыми театрами), сразу определяет совсем непривычный подход к пьесе Володина, которая для нас навсегда связана с гиперреалистической подробностью деталей советского быта из фильма Михалкова. Спектакль в «Мастерской П. Фоменко» — во-первых, очень условный. А во-вторых — совершенно эксцентрический. Причем главные эксцентрики тут — женщины.

Конечно, Игорь Гордин, приглашенный на роль Ильина из ТЮЗа, предсказуемо хорош, он играет в своей знакомой суховатой и отрывистой манере такого настоящего мужчину, сдержанного, интеллигентного и немногословного, какого мы и могли от него ожидать. А вот Тамара (Полина Агуреева) и смешная маленькая Катя (студентка Школы-студии МХАТ Яна Гладких) — настоящие клоунессы. Совсем девочка, хорошенькая Катя постоянно становится в уморительные позы, отставив ножку, отклячив попу и закинув голову, чтобы произвести впечатление дамы бывалой и независимой. Красавица Агуреева начинает спектакль нелепейшим существом, исполняя под звуки радио какую-то дикую зарядку, скача и извиваясь в байковой ночной рубашке до пят и уродливой синей сеточке на огромном начесе. Она чем-то похожа на мышь — двигается суетливо и стремительно — и на иссохшую старую училку со стеклянными глазами, при любом шорохе горбящуюся и сжимающуюся, будто в ожидании удара. Представить, что когда-то она была другой, — нелегко, и Ильин свою прежнюю любовь пытается вызвать из этого чучела, насвистывая что-то, что, вероятно, семнадцать лет назад было позывными для них обоих. Но та девятнадцатилетняя «звезда» Тамара на свист не выходит. 

В программке (здоровенном куске картона, который зрителям приходится нести домой под мышкой) театр специально подчеркивает: «Пять вечеров» — пьеса, написанная в 1959 году. И указание на год важно для режиссера: несмотря на всю сегодняшнюю условность постановки, он ставит историю о давно ушедшем времени. И в том, как настойчиво Тамара каким-то специально противным голосом долдонит советскую ахинею про свою нагрузку на работе и «общественное лицо» Славика, это видно. В сущности, даже удивительно, до какой степени Рыжаков, известный своими постановками современных пьес, в этом спектакле не пытается выйти в сегодняшний день. Напротив, сменой оптики с мелодраматической на эксцентрическую, он как будто старается еще дальше отодвинуть от нас историю, над которой зрители так любят замирать и плакать. Тут, пожалуй, сердце дрогнет только раз или два, когда Тамара станет рассказывать Тимофееву, как тоскливо ей одной в выходные, или в финале, тычась в Ильина неуклюжими поцелуями, по-детски скажет: «В Павловске очень красиво… Я не была, но говорят…».

По-честному, кажется, что режиссер пропускает момент, когда в спектакле должен был произойти перелом, выводящий его из чистой эксцентрики во что-то существенное, в действительно важный для каждого разговор. Но, может быть, спектакль дозреет позже, когда актеры почувствуют себя свободнее внутри акробатической постановки. В любом случае можно только радоваться, что Фоменко согласился на эту постановку и полюбил ее: прививка непривычного театра очень кстати для его Мастерской, которая иначе рано или поздно могла бы окуклиться в своей прелестной, но раз и навсегда выбранной манере.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100