|
Наталья Витвицкая «VashDosug.ru», 12.04.2011 Пять вечеровСамая пронзительная пьеса Александра Володина в исполнении фоменок.В Мастерской Фоменко выпустили неорганичный для этого театра спектакль. Однако ценность рыжаковского творения очевидна. Новые «Пять вечеров» как свежий ветер и для театра, и для актеров.
Виктор Рыжаков — режиссер с именем и репутацией, это он поставил вырыпаевский «Кислород», и это под его предводительством проходит володинский фестиваль в городе на Неве. Кому как не ему ставить лучшую пьесу советского классика в лучшем московском театре. Тем более интересно, что ставить Рыжаков решил, открестившись от крассики, в частности, позабыв про михалковский фильм с Гурченко и Любшиным. Фирменное интеллектуальное кружево и обаяние нездешней фоменковской неспешности здесь тоже оказалось ни к месту. В итоге «Вечера» случились неожиданные, короткие и без всяких там черт эпохи.
Главной приметой этой истории всегда считался быт. Героиня Тамара живет в коммуналке, стол покрывает накрахмаленной скатертью, варит щи и смотрит маленький не цветной телевизор. Ильин в старенькой одежде и с нелепым портфелем со сменным бельем в руках вежливо сидит на краешке ее деревянного стула. «Сильные» люди несуществующей уже родины. В спектакле Рыжакова они «переехали» — но не в другую эпоху, а куда-то в межвременье. Ради этой цели режиссер придумал мультимедийные декорации — крохотный в масштабах сцены квадратный помост, который кружится, как старая пластинка. А вместе с ним кружится отвесная стена. На бумажных обоях оживают анимационные гвозди для одежды, радио, лампочка в парадной. Смотрится эта мультяшная сценография изысканно и трогательно. Удачная находка — нарисованная дверь, которую приходится разорвать, чтобы открыть настоящую. Ту, через которую к Тамаре приходит Ильин.
Она дождалась Его, — это даже не история, но миф. А мифы фоменки творят как никто. Главная звезда здесь Полина Агуреева, однако есть еще чудный Алексей Колубков (в роли Тимофеева) и многообещающий стажер Артем Цуканов (Слава). Ильина играет Игорь Гордин, отчаянную Катю — Яна Гладких, а продавщицу Зою — актриса Малого театра Евгения Дмитриева. По версии Рыжакова их герои — простые, и значит нелепые растерянные люди. Живущие везде и во все времена.
Агуреева не стала вживаться в образ советской женщины, передовика производства, зато изобразила эксцентричную особу во фланелевой рубашке до пят, которая с трудом прощается с привычной броней из улыбок и колкостей. Ее заскорузлое одиночество читается в каждом движении, в нелепой зарядке, которую она совершает ежеутренне, надев на нелепый начес дурацкую сетку. Ильин в исполнении Гордина — не молчаливый суровый шофер, приехавший с Севера, а издерганный уставший человек, который не уверен ни в себе, ни в своих решениях. Он шатается в пальто и шляпе, как будто не знает, оставаться ему или уже уходить.
Два одиночества, которые даже когда встретились, не уверены, что это к добру. Неуверенность Рыжаков подчеркивает через внешнюю суетливость. Пластика в спектакле немного нарочитая. Тамара по-клоунски семенит ногами и склоняет голову набок, Гордин наматывает по сцене километры, Слава и Катя, как молодые кузнечики, прыгают. Кроме этого, на сцене постоянно что-то происходит: герои снимают и носят на себе двери, потом ставят цветы в вазу, уносят вазу, вытаскивают тарелки…. И делают все это весело. Почти взлетая. Слава выполняет немыслимые трюки на самом верху отвесной стены, телефонистка Катя висит вниз головой и забавно кривит ноги, когда «ух как счастлива».
К такому же окрылению любовью Ильин и Тамара будут готовы только к финалу, а до него им приходится преодолевать себя и свое внезапно вернувшееся чувство. Агуреева по-детски тыкается носом в плечо Ильину, а тот неслышно обводит ее контур руками, ищет и не находит нужных слов. Самые лучшие моменты спектакля попадают на диалоги этих двоих и их обоюдное молчание. Когда Тамара срывающимся голосом запоет «Валенки», увлекаемая Ильиным в дверной проем, и вовсе перехватывает дыхание.
Эти два часа зритель имеют дело с нестандартной трактовкой вечной истории, в которой, однако, как ни крути, все просто, ясно и понятно. Так, как должно быть, когда читаешь хорошие стихи. Или смотришь бескомпромиссный, но нежный спектакль о любви.
Другие статьи- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера», Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессия, Дарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеров, Алексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыре, Оксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсах, Мария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров», Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советски, Анастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеров, Елена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сцены, Ксения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеров, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеров, Наталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заел, Роман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принцип, Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Соло на красном треугольнике, Яна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мы, Александра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах Шагала, Ольга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространстве, Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко», Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессы, Дина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров», «Российская газета», 28.03.2011
|