|
Настя Комаревич «Ведомости», 7.06.2023 Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезона…
Новый «Вишневый сад» будто специально выпущен на сцене театра Фоменко как раз когда в Москве только-только отцвели вишни. А герои Чехова, и вернувшиеся из Парижа, и живущие в своем поместье, все еще надеются на лучшее. Пьесу самого известного в мире русского драматурга поставил один из учеников Петра Фоменко неутомимый выдумщик Иван Поповски. В роли Раневской – Галина Тюнина, которая играла в таких фильмах как «Дневной дозор», «Дар» и др.
Белые огромные занавеси колышатся в глубине сцены, все герои толкутся на крохотной площадке в уголке: обходят шкафы, протискиваются между диванами. Уютное, семейное гнездо, родные пенаты так комично малы, но выходить на огромное пустое пространство сцены никто не торопится.
Веселое щебетание, радостные вскрики, суета и оживление – кажется, старый дом не может вместить всей радости от встречи с хозяйкой. Актерское обаяние «фоменок» вовлекает и зрителя в этот семейный круг, тем более, спектакль полон самоцитат и намеков. Например, кукол зовут как чеховских трех сестер – Ирина, Маша, Ольга. 87-летнего Фирса играет 49-летний актер Кирилл Пирогов (известный по роли в фильме «Брат 2») – и в верности делу может потягаться со старым слугой: он работает в театре Фоменко почти 30 лет. Позже Пирогов смахивает пыль с мебели крылом от чучела чайки – «привет» его собственному спектаклю по Чехову, который он поставил на этой сцене в 2019 г. В одном из составов брата Раневской Гаева играет настоящий, не сценический брат Галины Тюниной Никита.
Зрителям по всему миру до сих пор не дает покоя, почему драматическую историю с продажей родового гнезда и гибелью сада Чехов назвал комедией. Но режиссер старается выдержать жанр, указанный автором. Комическую линию блестяще ведут второстепенные персонажи – лакей Яша в исполнении Александра Мичкова, конторщик Епиходов (Иван Рябенко) и горничная Дуняша (недавняя выпускница мастерской Каменьковича Мария Геращенко). Сцена пикника этой троицы, когда все они располагаются на пледах – смешной пластический этюд на тему любовного треугольника.
Другая молодежь – Лопахин (Денис Аврамов) и Варя (Мария Андреева), напротив, связаны такой взаимной нежностью, что их последнее, опять неудавшееся объяснение и есть та сама «лопнувшая струна». В финале красивые занавеси, напоминавшие прекрасные цветущие вишни, больше похожи на грязную целлофановую пленку, которую ветер гонит по бесприютному холодному миру. Комедии опять не вышло.
Источник: «Ведомости»
Другие статьи |