|
Анна Богатырева «Porusski.me», 18.01.2022 Смерти нет, есть только ветер«По ту сторону ветра» в Мастерской Петра ФоменкоЕсли ветер зовет дышать, чувствовать и жить, то нужно идти в театр. Прозе удивительного человека — математика, писателя, режиссёра Романа Михайлова – «повезло» быть полной метафор, скрытого смысла, и потому неудивительно, что его тексты ставили известные режиссеры Андрей Могучий («Сказка про последнего ангела» в Театре Наций) и Егор Перегудов («Сны моего отца» в РАМТе). Это спектакли с большим количеством действующих лиц и впечатляющими декорациями, идеально передающими магический флер литературного источника. И поэтому было очень интересно посмотреть, что получится у режиссёра Майи Дороженко (студентки режиссёрского факультета ГИТИСа, мастерская Сергея Женовача) на Старой сцене Мастерской Фоменко.
Когда о прошлом вспоминает Взрослый, это не будет историей про счастье. Мужчина (Владимир Топцов) так и говорит: «Вот дом, в который боюсь заходить». Почему туда страшно зайти? В этом Доме шумит море, ветер рассыпает цветочные лепестки – и Мальчик влетает на сцену как Супермен, он же вдохновенный изобретатель летательного аппарата. Молодая мама (Александра Кесельман) носит цветы в авоське — какая поэзия в быту! – и рассказывает пугающие сказки про птиц и души. Первый друг – Урод (Рифат Аляутдинов) – человек с половиной лица, которому тоже нужно внимание и сочувствие.
В этом мире воспоминаний, подсвеченных электрическим серым светом, значим цвет. Зелёный объединяет Мужчину и Мальчика, а может и море, а ещё один друг главного героя (Кирилл Корнейчук) выглядит как настоящий кислотный Диджей. Кирилл Корнейчук вместе с Домиником Мара — ещё и авторы музыки к спектаклю, и поэтому звукоряд здесь однозначно стильный и тоже как будто «цветной». Но все это лишь воспоминания, себя Мужчина чувствует серым камнем. Но камень точит вода, и обдувает ветер, а значит и серый камень живёт и чувствует.
Воспоминания детства не могут быть счастливыми. Слишком много в них рационализации и самоанализа. И действие на сцене трансформируется: вроде бы простая поездка с другом превращается в пугающий квест, точнее, на визуальном уровне вас отсылают к игре в пейнтбол, но разговоры ведутся о войне. В этот момент теряется грань между своими и чужими. Наблюдая за всем происходящим со страхом и надеждой понимаешь, что это лишь игры памяти, которая любит такие шутки. И именно за этим мы и приходим в театр, чтобы поверить в ненастоящее, чтобы жить им, а потом отбросить. Но легко ли отбросить свои чувства, если искусственный снег невозможно вытряхнуть из складок одежды, а ветер дует в лицо?
Так увидели мы. Кто-то увидит иначе. Вместо аннотации Майя Дороженко описала спектакль следующими строками, и точнее сказать сложно.
«От воспоминаний не уйти / Их уносит незаметным ветром / Но в какой-то момент они снова накрывают нас с головой /…»
Источник: Porisski.me
Другие статьи- Вкусно и точка, Зоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Собрать мир, расколотый надвое, Елена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Смерти нет, есть только ветер, Анна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…», Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Стихи играют в жизнь, Нина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пошли на «Подвиг»? , Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- В отсутствии любви и смерти, Виктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!, Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Нелюбовь, Павел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
|