In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Нонна Алиева
«Кино-Театр.РУ», 1.03.2012

Павел Баршак: «После „Игры“ мне стали предлагать роли негодяев…»

Облик этого молодого актера очень современен и… вне времени.

Он одинаково органично может вписаться в любую эпоху. С такой внешностью, такими глазами, наверное, без грима можно играть рыцаря средневековья, поэта, офицера-дуэлянта XIX столетия, притягательного в своей непостижимости гостя из будущих веков…

Важно и то, что к этим магнетическим глазам, манерам и голосу прилагается яркий талант.

Говорят, Павел Баршак в каких-то ракурсах напоминает одного знаменитого певца и еще — не менее известного киноактера…

Так в чем же тогда его своеобразие? На это можно ответить, перефразировав Бальзака: Баршак похож на всех. Но на него — никто.


 — Если бы я был Президентом, то первым делом запретил бы актерам давать, а, тем более, читать свои интервью.

 — Но почему?

 — Это искажает их мнение о самих себе, что впоследствии делает невыносимыми, мешает в работе, да и в жизни тоже.

 — Ну, хорошо, а о зрителях вы подумали? Они хотят читать о своих любимых актерах.

 — Надо смотреть кино, посещать театр и оценивать актеров по их работе.

 — Хуже, когда зритель пользуется слухами, пусть лучше узнаёт все из первых уст.

 — Ну, хорошо, почти убедили. Спрашивайте.

 — Повлияло ли на ваш выбор профессии то, что старший брат — Саша — режиссер, актер? Ведь раньше в вашей семье киношников не было?

 — У нас семья инженеров-энергетиков, и только мы с братом — два… выродка… (смеется)

 — Я так не напишу…

 — Напишите, напишите — это же из первых уст! К тому же, я - в хорошем смысле, в значении «белые вороны». Когда брат учился в театральной школе номер 123, я был знаком с его друзьями, пытался общаться с ними, приглядывался, как они ведут себя. Пришло время, Саша отправился поступать в театральный, и я поплелся за ним. Так вот, он поступил во МХАТ, а я - в ГИТИС…

 — А кем мечтали стать в детстве?

 — В раннем детстве хотел работать водителем мусорной машины — она так здорово шумела и ловко забрасывала мусор в бак. Примерно во втором классе надумал стать военным — нравились атрибуты «Зарницы»: автоматы, дымовые шашки, противогазы. В какой-то момент решил, что хочу быть летчиком, полечу на Марс, стану вторым «Юрием Гагариным», потом возникла страсть к хоккею…

 — Но вот вы стали актером… Чем вы объясняете свою постоянную востребованность в кино?

 — По поводу востребованности, позвольте не согласиться. Были периоды, когда не снимался и полгода, и год. Особенно тяжко, когда после удачного, как тебе кажется, проекта ждешь новых предложений, но никто не звонит. Возникает ощущение безысходности, не знаешь, к чему себя применить…

 — Но у вас же есть театр.

 — Да, в отличие от синематографа, он есть всегда. Театр — это первостепенно. И я служу Петру Наумовичу Фоменко.

 — А был момент, когда вы, сыграв роль, почувствовали себя очень известным, вас стали везде узнавать, а возле дома и театра караулили поклонницы?

 — Не было такого момента. Кто-то узнает, кто-то — нет. Причем, одни видели меня в «Прогулке», другие — в «Солдатах». Но чаще узнают по сериалам.

 — Перед нашей беседой я посмотрела даже весь сериал «Любовь — не то, что кажется»…

 — Ну, и как мой герой в финале? Артем Князев возвратился другим человеком. Это читается или кажется, что артист с ума сошел?

 — Нет, как сумасшествие это не воспринимается. Но размытый сценарий трудно одним удачным ходом существенно изменить. А вот роль в фильме «Игра» пока представляется вершиной сыгранного. Она отличается от всех предыдущих, и после этой роли вас невозможно не запомнить. Чувствуете ли вы сами, что это наивысший успех?

 — Выкладывался на сто процентов, как, впрочем, и всегда.

 — Как вы думаете, почему вас пригласили на новое для вас амплуа?

 — Как-то в интервью имел неосторожность сказать, мол, не дают играть «плохишей», и вот — на тебе.

 — Как проходили пробы?

 — «Пробовали» долго, были разные варианты Смолиных и Беловых. Вообще-то Смолин — не моя роль. Он - черт, у него в глазах должен быть какой-то «адский пламень», что ли. Идеально подошел бы Андрей Гринев, с которым мы учились параллельно. Я его приводил на пробы, но что-то там не срослось.

Кстати, съемки велись без подготовки. Сценарий очередной серии мы получали на площадке в день съемок.

 — У вас не было опасения, что убедительно сыграв сильного и в чем-то харизматичного бандита, вы сделаете зло привлекательным? Ведь кто-то из зрителей может ему симпатизировать…

 — …Думал. Но или ты играешь, или — нет. Третьего не дано.

 — А что вы открыли в Смолине, работая над ролью, каким он вам представлялся?

 — У Смолина, как и у каждого, своя правда. Он бежал от правосудия, попал в легион, стал наемником. В фильме есть две истории, которые как-то объясняют его дальнейшую метаморфозу. Это случай, о котором Смолин рассказывает Нике: наемника раздевали догола, запирали в душевой с крысой. И солдат, чтобы выжить, должен был убить крысу голыми руками. Вторая история — о боях без правил. Наверное, легион с войной ожесточили Смолина, превратили в «машину-убийцу», на совести которой смерть более сорока человек.

 — Значит, именно тогда Смолин прошел «точку невозврата», окончательно сделав выбор в пользу разрушения?

 — Думаю, что он прошел её еще в начале своего криминального пути, когда случайно убил своего знакомого, а следом — его подругу, свидетельницу. И, сделав это однажды, Смолин стал убирать всех, кто стоял на дороге или мешал достичь цели.

В случае с полковником ФСБ Беловым, сначала Смолин просто добивался безопасности для своей семьи, но когда понял, что «фэбесы» не оставят его, поставил на карту всё. А так как он человек азартный, игра его захватила. Возможно, сначала он и рассчитывал, что все закончится, когда они с Круглым, ограбив банк, заработают громадную сумму денег. Но оказалось, что остановиться непросто, к тому же, потом между ним и Беловым завязалась настоящая схватка, кто — кого. Что называется, не на жизнь…

 — Где вы искали материал для воплощения такого жестокого персонажа? В частности, смех Алексея Смолина — жуткий и натуральный — его сложно придумать… откуда он?

 — Смеяться учат в театральном. Существуют специальные техники и приемы. Но я смеяться так и не научился. Попытался изобразить смех… своего отца. Только у него смех «человека со знаком плюс», а у Смолина… Кхе-кхе-кхе!.. (воспроизводит смех Смолина)

 — Сколько длились съемки двадцатисерийной «Игры»?

 — С ноября 2010 по март 2011 года.

 — Такое талантливое и длительное вживание в образ для вас, как личности, не имело разрушительного действия? Не стали ли вы ощущать на себе влияние Смолина?

 — Смолину не удалось меня разрушить (улыбается). Правда, стал ловить себя на том, что реагирую на происходящее так, как бы среагировал он. Порой я чувствовал на себе его «личину», делая обыденные вещи — выходя из квартиры, закрывая дверь подъезда, идя по улице. Что-то включалось во мне, и я начинал смотреть на мир его глазами — глазами человека, у которого все под контролем, каждый шаг спрогнозирован, выверен, как в шахматах. Вдруг становился прагматичным, чего раньше, как ни странно, со мной не случалось.

 — Перед съемками «Ночного продавца» вы стояли за прилавком. А что делали для «Игры»?

 — Перед съемками «Продавца», кстати, мне даже дали поработать кассиром. А вот на самих съемках кассового аппарата не оказалось.

Для «Игры», может быть, и надо было ходить в спортзал… Но я этого не сделал. Снимали зимой, на мне было много курток, и моя излишняя стройность не бросалась в глаза, разве что в паре постельных сцен. Сила Смолина не в мышцах, а в голове. Хоть и изъян — там же…

 — Вам близок его девиз: «Никогда не бойся рисковать»?

 — Отчасти. Смолин совмещал прагматичность и способность рисковать. Я тоже импульсивный. Но решения принимаю не головой, а сердцем.

 — Какие отношения на площадке сложились с вашим противником по фильму, персонажем Прохора Дубравина, Павлом Беловым?

 — Хорошие отношения. Кстати, в наше первое по фильму столкновение, где мы пересеклись, для большего эффекта я предложил сделать некий рапид: Белов, подчиняясь какому-то шестому чувству, настораживается, останавливает автомобиль… Смолин медленно оборачивается — ну, и так далее. И с текстом, само собой, были некоторые импровизации. Когда приходишь и не знаешь, что дальше будет по сценарию — непросто. К тому же, у нас было четыре режиссера! И это в чем-то тоже осложняло работу. Так что, артисты порой лучше ориентировались в материале.

 — Вы общаетесь с другом по фильму — Круглым (Спартаком Сумченко)?

 — Со Спартаком… созваниваемся.

 — Он мало снимается…

 — Я бы так не сказал. Просто зачастую режиссеры не умеют разглядеть в артисте таланта перевоплощения и пляшут от фактуры, а у Спартака… амплуа такое. Ему все время предлагают играть… бандосов.

 — А в жизни у вас есть настоящие друзья?

 — Надеюсь.

 — Вы могли бы рискнуть из-за друга, любимой?

 — Конечно, я бы рискнул: поехать, поддержать защитить, выручить деньгами. Правда, как быть, если глупая ситуация, и друг поступил опрометчиво? Нет, все равно — он друг — надо спасать!

 — Вы понимаете, что владеете сильнейшим оружием — актерским мастерством? Вам случалось в жизни сталкиваться с недоверием людей, которые знают, что вы способны убедительно сыграть всё: любовь, искренность, правдивость, невиновность?

 — Понимаю, но с оружием шутки плохи. Кроме того, любая, даже самая талантливая, игра в жизни заметна.

 — Вам знакомо чувство страха?

 — Страхи бывают разными, и они знакомы всем. Но кто-то умеет их обуздать, а кто-то идет у них на поводу. Я могу взять себя в руки, как мне кажется.

 — Я знаю, что в военкомате вы попросились в «горячую точку»…

 — Да, было дело. Забрали тепленьким, с кровати, и - в «квадрат». В то время как раз еще шла вторая чеченская кампания, и я заявил: «Если уж забираете — то не картошку копать, а из автомата стрелять!» Тогда я уже работал в мастерской Петра Фоменко, и… меня направили служить в Театр Российской армии. Так прошел год.

 — Вы - сильный человек?

 — Не самый слабый. Хотя могу быть лаптем, валенком, но если припрет, то и кирзовым сапогом. Сила проявляется в экстремальных ситуациях. Иногда взрываюсь. Иногда гасну…

 — В сериале «Каменская-6», ваш герой — Игорь Дорошин — участковый с консерваторским образованием, умный, честный, трудоголик! Вы верите, что в России есть такие участковые?

 — Представьте — да! Я узнал, что на самом деле его прототип — реальный человек.

 — В финале фильма «Случайный свидетель» ваш Герман становится идеальным мужем, заботливым отцом, по сути, чужому ребенку. В фильме «Француз Сережа» вы тоже играете любящего отца. Помогает в этих случаях то, что вы знаете теперь, что такое отцовская любовь?

 — Наверное, помогает. Любовь к детям — самая сильная любовь и… она не проходит. 

 — Вы тогда снимались во Франции?

 — Да, ездили во Францию. Там и узнал, что у меня будет младший, Фома.

 — Какие языки вы знаете?

 — Английский, как и все, и испанский — немного, его преподавала моя бабушка. Но на языке надо говорить, иначе он забудется.

 — Кто вас назвал Павлом?

 — Мама. Папа хотел назвать Андреем. Хотя сам Бог велел дать имя Николай — я родился в день Святителя Николая Чудотворца.

 — Ваши дети смотрят ваши фильмы?

 — Старший, иногда. Когда Федор посмотрел пару серий «Игры», он какое-то время подражал Смолину: понабрался сомнительной лексики и вызывающих жестов, показывал средний палец.

 — Вы верите в настоящую любовь?

 — Такое случается в жизни. Изредка.

 — Идеальная женщина это…

 — Та, которая со мной.

 — Идеальная жена — это…

 — Она же. Та, которая понимает и принимает…

 — Ваша настольная книга — это…

 — Сейчас — «Евгений Онегин».

 — Когда на душе тяжело, к кому или чему вы обращаетесь?

 — К самому себе. К родителям. К корням…

 — Если бы у вас была абсолютно свободная от дел неделя, как бы вы ее потратили?

 — А в какое время года?..

 — Знаю, что среди ваших интересов есть и экстремальный спорт. Вы даже участвовали в телешоу «Жестокие игры»…

 — Да, и игры эти — жесткий пиар. Артистов там просто используют, как замануху. Все делалось наспех, главное — успеть засветло отснять.

 — 19 декабря в 1980 году, в момент вашего рождения, согласно астрологии, Луна была в Тельце. «В своих оценках дети, чья Луна в момент рождения находилась в Тельце, слишком категоричны, они вечно ударяются то в одну, то в другую крайность: видят вещи либо белыми, либо черными»… Похоже? Вы максималист?

 — Отчасти. Можно сказать, что я человек крайностей…

 — Ваши герои обычно упрямы, страстны, стремятся достичь цели, склонны к сильным переживаниям. Вы такой?

 — И да, и нет. Каждая сыгранная роль — это частичка меня. И - наоборот.

 — Любимая сыгранная роль в кино…

 — Пока такой не было…

 — Где сейчас снимаетесь?

 — В сериале «Крапленый». Это криминальная история. После «Игры» мне стали предлагать роли эдаких негодяев.

 — Когда мы увидим фильм?

 — Точно не знаю. Съемки заканчиваются в мае. Потом будет монтаж…

 — Чего ждете сейчас, каких предложений?

 — Жду, когда позвонит Тарантино (смеется).


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100