In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Григорий Заславский
«Независимая газета», 17.06.2005

Сложная конструкция

«Дом, где разбиваются сердца» в «Мастерской Петра Фоменко»

Три с половиной часа, даже чуть дольше идет в «Мастерской Петра Фоменко» новый спектакль. Фантазию Бернарда Шоу, долгое время проходившую по ведомству сочинений обличительных и антивоенных, плюс показывающих полное разложение буржуазной морали накануне мировой войны, в «Мастерской…» поставил Евгений Каменькович. Главный художник театра Владимир Максимов в узких проходах маленького зала на Кутузовском умудрился выстроить сложную двухэтажную конструкцию с лифтом, лестницами, окнами в сад, качелями в саду и рушащимся в финале мостом. Хрупкость и неустойчивость жизни в первом действии «поддерживают» обильно рассыпанные перед домом бутылочные пробки: ноги разъезжаются, каждый шаг грозит падением наземь. Открывая очередную бутылку или флягу, капитан Шотовер (Карэн Бадалов) не задумываясь сплевывает пробку, добавляя неустойчивости в и без того «раскачанный» мир. Сравнение с кораблем подчеркивает атлетически сложенная фигура, когда-то украшавшая нос морского судна под названием “Dauntless” («Неустрашимый»). Если верить героям пьесы, именно так выглядел Гастингс Эттеруорд, муж Ариадны Эттеруорд (Полина Кутепова) — остается верить на слово, так как на сцене он не появляется. Судя по тут и там мелькающим надписям, в спектакле весь дом сложен из остатков этого самого корабля.

«Дом, где разбиваются сердца» интересно смотреть, отмечая связи этой новой работы «Мастерской…» с прежними. Чувствуется опыт общения с Оскаром Уайльдом, которого ставил тот же Каменькович, — острые афоризмы летят, как стрелы. Почувствовать самому и дать почувствовать другому упругость слова так же важно, как и поиграть мускулами на виду у менее счастливого соперника. Флиртуют все, но не все удачливы в искусстве обольщения. 

Капитан Шотовер как бы наследует старику Болконскому, которого Карэн Бадалов играет в «Войне и мире» Петра Фоменко: в слабеющем теле — желание жить полной жизнью и участвовать во всем. Впрочем, у Шотовера слабость — несколько наигранная, как наиграны, сочинены и все страсти, которые бродят и сотрясают воздух в доме, где разбиваются сердца.

Все, что происходит в этом доме (и то, что играют актеры), так и тянет назвать — сложносочиненным. Правда же: почти невозможно найти сегодняшнего автора, которому взбредет в голову выстраивать такую многофигурную композицию. 10 безумных героев плюс еще один, которого называют, но который так и не появляется, — все немного сочиняют и перегибают палку, плюсуя собственные переживания. При этом каждый борется за право быть собой, из-за этого, в сущности, все местные драчки.

Тем не менее автору, а следом за ним режиссеру удается их необузданность держать под неусыпным контролем. Все сходится: в финале мир рушится на глазах. Что и требовалось доказать.

«Содержать душу гораздо дороже, чем автомобиль» — очередной парадокс от Бернарда Шоу. Впрочем, парадоксальны и экстравагантны в этом доме все, включая служанку, вывезенную с того самого Занзибара, где, если верить капитану, когда-то он продался черту. Но верить ему не надо (поскольку, учит Шоу, верить не надо никому): ведь самое святое, что есть в этом доме, седьмая степень созерцания Шотовера — всего лишь ром, пары которого окончательно «просветляют» разум.

Каменькович с какою-то чрезвычайной деликатностью и ловкостью знаменитую легкость игры, этакую воздушность «фоменок» сочетал с игривостью Шоу, у которого безмятежный треп на свежем воздухе, теннис и качели происходят в пяти минутах ходьбы от мировой катастрофы. Но ее не замечают, отдавшись целиком курортно-колониальной, то есть несколько игрушечной, кукольной жизни. Гектор Хешебай (Илья Любимов) делит Ариадну с Рэндлом Эттеруордом (Павел Баршак).

Хороши в этом спектакле практически все, но особенно — женский дуэт. Ариадна — Полина Кутепова — большая удача актрисы и спектакля вообще, и Наталия Курдюбова — Гесиона Хешебай — две сирены этого дома, голоса которых и волосы («Настоящего цвета!» — восхищаются все до тех пор, пока красавицы не освобождаются от доброй половины этой своей красоты) сводят с ума всех без исключения. И - разбивают сердца.

Остается одно — кричать, выкликать виноватых, как это делает отец Элли Дэн (Томас Моцкус): «Демократы! Свободомыслящие!»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100