In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Вилле
«МИР24», 2.12.2021

«Я ехал в свой самый глубокий ужас…»

От воспоминаний не уйти /
Их уносит незаметным ветром /
Но в какой-то момент они снова
накрывают нас с головой /
Наше сознание способно видеть прошлое /
Глядя на дрожащий снег фонаря /
Перемещение ночных птиц /
Или утреннюю дымку /
В нашем мире люди слышат голос ветра /
Чувствуют ангелов /
Видят сквозь пространство и время /


В Мастерской Петра Фоменко в камерном Сером зале на Старой сцене премьера спектакля «По ту сторону ветра». В основе постановки Майи Дороженко, выпускницы режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), сочинения Романа Михайлова – математика, писателя и режиссера. Магические сказки, входящие в сборник «Ягоды», были написаны в разные годы. Отдельные тексты ранее уже использовали в фильмах и спектаклях, но все вместе они – безумие как способ изменить реальность.
Зритель постепенно погружается в воспоминания лирического героя, которые смешиваются и в конце концов трансформируются в это самое безумие. 

«Нет никакого дальше. Я смотрю в то же окно…»

Мужчина (Владимир Топцов) оказывается у развалин дома. Полный воспоминаний, он встречается с мальчиком (Доминик Мара, Владислав Ташбулатов), а по сути – с самим собой, и ведет диалог со своим внутренним Я – тем юным счастливым и еще не познавшим жизни мальчишкой. И бесконечное количество вопросов, на которые едва ли можно найти ответы, буквально сводит его с ума. Но особую роль во всей этой истории играет мама (Мария Большова, Александра Кесельман), которая одержима идеей птиц-ангелов, у которых «зрение неотделимо от мысли, а мысль неотделима от любви». И именно ее широко раскрытые глаза и дают зрителю понять, что в воздухе витает безумие…

«Я – серый камень? Знаешь. Серый – это в какой-то степени красиво. Я – бетонная стена, пошедшая трещинами и разваливающаяся на куски. Это не тот серый. Словно туман над морем. Это очень красиво!»

А дальше череда событий, которые стремительно сменяют друг друга – история всей жизни того самого мужчины, не столько дает понять, почему он на закате жизни стал серым, как камень, сколько погружают, скорее, во внутренний мир человека, полного страхов и надежд: «Я вижу один сон, будто я умер. А потом я просыпаюсь и боюсь…»

- Тебе страшно?
 — Да. 
 — Почему?
 — Потому что я один. 
 — Но сейчас ты не один. Не надо бояться ничего. Не надо бояться.


В течение всей постановки много раз мы будем слышать от действующих лиц, что ничего не надо бояться. Но так ли просто справиться с внутренним напряжением? Что вообще такое страх? Защитная реакция организма? Или внутренняя преграда на пути к новым достижениям? Как долго можно жить в страхе и не сойти с ума? Жить, а не проживать? Не мучиться кошмарами по ночам?

«Если долго дуть, как ветер, то в голове все меняется и наполняется воздухом…»

А что вы скажете про воспоминания? Они делают нас сильнее или убивают? Какую роль вообще они играют в жизни человека? Почему нельзя жить здесь и сейчас? Зачем все время оборачиваться и смотреть назад? Ведь прошлого все равно не вернуть. Зачем отравлять свою жизнь стремлением к тому, что никогда не повторится? Не лучше ли извлечь уроки и идти дальше?

«Грусть твоя шипит. Раньше в тебе была свобода, ты чувствовал движение ветра. Ты слишком долго боялся и превратился в серый камень…»

Все в этом безумном мире абсурдно. Стоит ли искать смысл там, где царят воспоминания? Войны, эпидемии… Человечество прошло много испытаний и впереди еще немало, но главная борьба всегда разворачивается внутри каждого конкретного человека. Борьба, где выигрывает тот, кто не сойдет с ума.

«Вне войны трудно жить. Трудно разбирать, что хорошее, а что плохое. Не знаешь, от кого ждать добра, от кого – зла…»

Лаконичные декорации Азизы Кадыри не случайно серы. Они, как сама жизнь, которую красками наполняет каждый отдельно взятый персонаж. Недаром у Мальчика красная куртка – он, как яркое пятно, которому еще только предстоит превратиться в серый камень и раствориться в толпе. А у чуть больше познавшего жизнь диджея (Кирилл Корнейчук) красными остались только носки. Урод (Рифат Аляутдинов) в прозрачном белом дождевике. Но так ли прекрасна его душа? Или печать уродства лежит не только на его лице? Со временем краски меркнут. И вот уже у Мужчины остается цветным лишь шарф, но и тот бледно бирюзового цвета, словно море, где он некогда жил и о чем сохранил свои лучшие воспоминания…

«Жизнь – она же не контролируется, она направляется. Нужно открывать то, что обычно боишься открывать…»

Текст Романа Михайлова невероятно глубок. Каждая реплика действующих лиц наполнена смыслом настолько, что врезается в память и сердце, отзываясь толикой воспоминаний и невольно подталкивая к размышлениям. Образно и лаконично звучат многие фразы героев, и в голове возникает словно математическая формула, в которую нужно лишь подставить определенные значения из собственной жизни, чтобы найти верное решение. 
Но тем не менее «от всего не убежать. Можно забыть, но… Воспоминания сдуло ветром. Где они сейчас? Я не знаю. Я шел туда… Сюда больше никто не вернется. Нет никакого дальше. Я смотрю в то же окно, только воспоминаемому добавлен тонкий звук – мой друг Ветер…» И ведь действительно нельзя ничего вернуть, то, что остается в памяти – может жить только там, и то – до поры до времени. А мы все так же смотрим на мир через то же «окно», но сквозь призму собственных воспоминаний. 

Источник: МИР24


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100