In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Михаил Волох
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Вячеслав Суриков
«Ведомости», 23.09.2022

«Чающие движения воды»: хроники праведника

«Мастерская Петра Фоменко» открыла сезон спектаклем по роману Николая Лескова

«Чающие движения воды» – еще один пример того, насколько сильно «Мастерская Фоменко» может погрузить зрителя в девятнадцатый век, насколько тонко театр чувствует этот исторический период и достоверно воссоздает его психологические реалии. 

Первым на сцене появляется отец Савелий, прибывший в провинциальный городок, чтобы противостоять набирающему здесь силу движению старообрядцев. Он свободомыслящий священник, который искренне пытается познать Бога и пробудить к нему любовь у тех, кто приходит слушать его проповеди. И тем самым вызывает возмущение вышестоящего духовенства. Отца Савелия играет Иван Верховых (известен по роли Чебутыкина в «Трех сестрах» в постановке Петра Фоменко). И это редкостная актерская работа. Ему за очень короткий срок удается вызвать если не любовь, то симпатию к своему персонажу.

Действие «Чающих движения воды» происходит всего через несколько лет после отмены крепостного права, когда люди еще только привыкали к недавно наступившим радикальным изменениям в социальной иерархии. Лесков посмеивается над «новыми людьми», поверившими в науку как в новую религию, и в этих насмешках отчетливо слышна литературная полемика тех лет. Легко угадывается ирония над Тургеневым. В репликах персонажей всплывает название его романа «Дым». Но в контексте спектакля его фигура важна прежде всего как автора, выведшего в «Отцах и детях» хрестоматийный образ нигилиста.

Отдает должное Лесков и революционерам. Их самих в «Чающих движения воды» нет. Но есть истово симпатизирующая им Дарья Бизюкина (Ольга Бодрова – обладательница приза фестиваля «Кинотавр» за лучшую женскую роль в фильме Николая Хомерики «Море волнуется раз» / Мария Большова играет в фильме «Убрать из друзей» Левана Габриадзе). Ее завораживает слово «революция». Даже когда его произносит манипулятор, доносчик и вор Измаил Термосесов (Александр Мичков – известен по работе в сериале Алексея Попогребского «Оптимисты»). Все имена персонажей, как это было принято в литературе девятнадцатого века, говорящие. И если оно неблагозвучно, то это очевидный сигнал, посылаемый автором: не пытайтесь ему симпатизировать, он себя еще покажет.

«Чающие движения воды», и это слышно уже в названии спектакля, построены на тонкостях. Это идеалистический до наивности проект, и в этом смысле он не уходит слишком далеко от первоисточника. Он рассказывает о хороших людях, которые беспомощны противостоять даже крупице зла. Причина тому – страх за собственное благополучие. Поклонница революции Бизюкина подливает масла в огонь, который однажды спалит и ее благополучие, скорее, из глупости.

В наивности этого мира и заключается его очарование. Зло действует разрушительно, но его легко остановить. И даже персонажи «Чающих движения воды», которые так легко поддаются обаянию зла и не осознают всю ту степень опасности, которую оно собой представляет, однажды все-таки разоблачают его. Но они не спасают праведника. Но тот словно бы ждал, когда судьба пошлет ему изгнание, чтобы отрешиться от всего мирского и окончательно встать на духовный путь.

Музыкальные номера постановки сделаны с исключительной тщательностью. Они вшиты в ткань спектакля, так что их нельзя от него отделить. Герои исполняют их как бы спонтанно, хотя, очевидно, иногда это требует не только голосовых данных и выраженного темперамента, но и вдумчивой работы над интонацией и произношением. Актер Николай Орловский (постановки «Сережа очень тупой», «Мамаша Кураж», «Рыжий»), поющий в образе отца Захария Бенефактова, блистателен без всяких оговорок.

Семь лет назад Евгений Каменькович, нынешний худрук «Мастерской Петра Фоменко» и режиссер постановки «Чающие движения воды», уже предпринимал путешествие в девятнадцатый век, поставив спектакль «Современная идиллия» по Салтыкову-Щедрину. Тогда он прозвучал как манифест против всепоглощающего страха. «Чающие движения воды» звучат как молитва о добрых людях, которые беззащитны против нападок, в силу чего легко становятся объектами общественной травли.

Праведники как были, так и остаются беспомощными. Они обречены быть положительным примером и время от времени подвергаться коллективным проявлениям насилия. Никаких рецептов их спасения в «Чающих движения воды» нет. Но, может быть, когда-нибудь праведникам удастся наполнить своей добротой окружающий мир до краев. И однажды люди, в нем живущие, перестанут их уничтожать.

Источник: «Ведомости»


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100