In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Алдашева
«Театр.», 24.03.2021

И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»

В новом спектакле Евгения Каменьковича отразилась вся история театра «Мастерская Петра Фоменко».

«Мастерскую Фоменко» принято считать эдаким заповедником, «театром внутренней эмиграции». Там, мол, размышляют о человеке, «плетут кружева» (что это за «кружева», критиками сочинённые?), иронично играют в театр и счастливо игнорируют всякое тысячелетье на дворе. Мнение не вовсе безосновательное, но всё же, играя в театр и сплетая-расплетая на сцене ниточки человеческих судеб, в лучших своих спектаклях «фоменки» во все времена ухитрялись говорить про сегодня точнее, горше, а порой и злее других. И речь не только о постановках самого Петра Фоменко.

Когда-то в одной из самых удачных работ театра, спектакле Евгения Каменьковича «Самое важное» (по «Венериному волосу» Михаила Шишкина), главная героиня говорила, удивлённо пожимая плечами: «Идёт война, а я пою…». Деликатно и твёрдо «Самым важным» было заявлено право человека вообще и человека-творца в особенности на то, чтобы «петь» во время любой войны – и не только о ней. Даже не право, а обязанность – если, конечно, относиться к нему серьёзно.

Новый спектакль Евгения Каменьковича, «Доктор Живаго», в глобальном смысле – декларация той же мысли. О том, что важнее всех революций, войн, больших и малых идей, которые ты не сможешь игнорировать, даже если захочешь, – просто жить не вполсилы, делать своё дело, любить, отдавать, дотягиваться до замысла о себе в «творчестве и чудотворстве». Достаточно внятная и убедительная в спектакле, эта линия вряд ли нуждается в подробном разборе. Но интересно то, что ещё вмещают в себя пять часов «Живаго», гораздо менее утомительных, к слову, чем можно было бы ожидать.

Три акта, «поименованные» пастернаковскими вариантами названия всего романа: первая часть – «Мальчики и девочки», вторая – «Живые, мёртвые и воскресающие», третья – «Свеча горела». Построение в целом – сюжетное, строго хронологическое, так что «не осилившим» роман есть за чем следить. Действие охватывает, в соответствии с текстом, почти тридцать лет (пролог и эпилог расширяют эти рамки) – и почти тридцать лет истории «Мастерской Фоменко», о чём речь впереди. Первый акт – самый красивый, костюмный и игровой, весь построенный на сложной световой партитуре: заслуга художницы по костюмам Олеси Скарыны и художника по свету Владислава Фролова. А вот «просто» художника тут нет, весь спектакль – действие героев на практически пустой сцене: главная и почти единственная декорация – многочисленные металлические конструкции с софитами на фурках. Пустое пространство и свет. И книга, которая спускается на верёвочке из-под колосников и висит над головой Живаго – с каждым актом всё ближе к арьерсцене, где сквозь проём чёрного бархата в зал льётся яркий тёплый свет – знак перехода: маленькой или большой смерти, новой главы и, если повезёт, продление жизни – в памяти других. 

Смерть здесь – действующее лицо, её играет молодая актриса Стефани Елизавета Бурмакова: касается нежными руками в белых перчатках и уводит героев за собой. Или стоит рядом с ними в болезни, горячке, опасности, чтобы потом до времени отступить. В финале найдётся тот, кто Смерти не поддастся, – безымянный читатель стихов Живаго из каких-то военных или послевоенных лет, из посмертия всех героев. Прогонит её саму «в свет», читая (и не дочитывая) стихотворение «Гамлет» – по той самой книге, снятой кем-то с верёвочки.

В ближайшем «родственнике» «Живаго», почти десятилетней давности спектакле Каменьковича «Дар» (по Набокову), финалом было – «И не кончается строка!». Там последняя сцена утверждала: художник и все близкие ему обречены быть «глубоко несчастными», но такой дорогой ценой оплачивается дар творца и катарсис, данный каждому из «несчастных». В «Живаго» стихи переживают человека, однако оптимизма в этом ещё меньше.

Исполнитель заглавной роли, Иван Вакуленко, – артист не только тонко-лирический (что само по себе важно для Живаго). Вакуленко обладает редкой способностью нефальшиво сыграть хорошего человека. Хорошего без запятых и без подвохов, но при этом живого, не плоского: веришь, что подобный человек может существовать. Примерно такого он и играет в «Живаго» – в этой интерпретации (изначально режиссёрской, конечно) главный герой скорее Мышкин, чем Юрий Живаго. Да и вообще тут упоминаемый по ходу действия Достоевский присутствует чуть ли не в большей мере, чем Пастернак: в страстях и экзальтации, в трагичности разговоров и непоправимых поступков, в изломах не только судеб, но и характеров. И в боли, которой тут больше, чем чего-либо другого.

До поры до времени единственная «трагическая вина» Живаго – вина перед стихами, перед вторым (или первым?) своим даром. В третьем акте – кульминация драматического напряжения, здесь всё трагически непоправимо. Живаго тут станет жёстче. Отчаянней. И стихи, которые звучат во время всего спектакля, теперь будет читать так же. Настоящее чувство вины найдёт его дважды. Весёлое отчаянье прощального письма жены – Екатерина Смирнова играет здесь что-то очень важное не про жертву и смирение, а про женщину, играет решимость и всё-таки прощение: «прошлое прошло, прощай – прощаю». Пока длится этот монолог, Живаго сидит на краешке стола, ссутулившись, сложившись в ломаную линию, с лицом, спрятанным в воротник свитера. Переживание горя, осознание «настоящей вины», как застывший беззвучный крик. У Вакуленко пока вообще едва ли не лучшими оказываются такие «немые» сцены – а Живаго почти всегда молчит, вплоть до ухода на фронт, то есть весь первый акт. Страдание и загнанное внутрь противоречие с самим собой в нём, человеке хорошем и вроде бы цельном, живы всегда. Письмо жены переломит Живаго. Самоубийство мужа Лары – Антипова – его раздавит. 

Антипов, которого играет Юрий Титов, уже сейчас – бесспорная удача спектакля. (Уже – потому что в целом спектаклю и артистам в нём ещё понадобится время, чтобы задышать свободно, и куда повернёт «Доктор Живаго» хотя бы через полгода, трудно даже предполагать). Чуть ли не в трёх сценах на три акта он успевает выстроить сложную диалектику – не только внешними приёмами, но напряжённой пульсацией чувства. Приём, например, вечная привычка доставать красную гребёнку, которая неизменно застревает в меняющейся причёске Антипова. Сквозная линия – безграничная, но не фанатическая преданность (выбранному пути или человеку), сокрушительное обаяние этой верности и цельности.

И вот приходит смерть. Живаго-Вакуленко читал – давно-давно, два акта-жизни назад – такие известные, такие жизнеутверждающие стихи, «что только-только распогодь…». Читал с вроде «фоменковской», но по сути странной, внезапной паузой: «Смерть… Можно будет побороть усильем воскресенья». Пауза такая долгая, а «смерть» – такая звонкая, горькая, требующая внимания и осмысления, что чуткому зрителю уже тогда становится ясно: не так прост этот «Живаго». И вот – про «фоменок».

Весь первый акт «стар и млад», от «основоположников» – Карэна Бадалова, Полины Кутеповой (которая, к слову, в остальных двух актах не появится) – до «новобранцев», включая Лару – дебютантку, недавнюю выпускницу ГИТИСа Ольгу Бодрову, – не просто играют в «фоменковские» штампы. Они в них сознательно и зримо заигрываются. Начиная со смешного в своей нарочитости, протяжного (и очень характЕрного) произнесения осиротевшим ребёнком-Живаго слова «мааама» («напоминал – маааму», «любила – мааама»). Это сразу после первой сцены – поэтичных похорон матери, где три волхва в белом читают мимо идущим фигурам в чёрном «Рождественскую звезду». Уютный мир разновозрастных «мальчиков и девочек», меняющих маски на бегу, роняющих в воздух окончания фраз, – «фоменковское детство», доведённое до шаржа. Второй акт – самый похожий на «Дар» и на всё, что происходило в «Мастерской» лет десять назад: переходное время, новые поколения, новые спектакли… Новое, а теперь уже освоенное, привычное, кем-то и забытое. Начало пути для некоторых участников спектакля. И вот – третий акт. Точка, где мы все сейчас. Настоящее, из которого ничего не разглядеть, кроме финального света.

У Живаго появляется мягкая, почти шепчущая интонация: это человек, которому и в прямом, и в переносном смысле трудно дышать. Который сам себе сломал позвоночник и напоследок говорит об этом. А потом – задыхаясь, растерянно, торопливо про то, что «всё будет хорошо». И в это «хорошо», которым начинается небытово решённая (а по роману как раз бытовая), страшная сцена смерти Живаго, не верят ни зрители, ни он сам. Ни секунды. Он пришёл к точке растерянности, из которой герою-Живаго – выход в смерть, а куда плыть тем, на кого так похожи в конце Дудоров, Гордон и тот же Живаго? Тем, кто их играет. Тем, кто на них смотрит. Тем, у кого между прошлым и будущим вопросов больше, чем ответов.

Учащение, замедление «сердечных» ударов рукой по груди: Живаго-Вакуленко буквально отбивает их ладонью. Ритмичность и задыхание. Нет тут места «фоменковским паузам». Есть судорожная прерывистость последних фраз. А «проартикулированное» в словах – разве что звучавший перед тем, просто и быстро, монолог Живаго: «В наше время очень участились микроскопические формы сердечных кровоизлияний. Они не все смертельны. В некоторых случаях люди выживают. Это болезнь новейшего времени. Я думаю, её причины нравственного порядка. От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведённого криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастие…». Нефоменковская пауза «фоменок» выходит за пределы спектакля.

Источник: Театр.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100