In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Светлана Хохрякова
«Московский комсомолец», 4.08.2022

Цыганов вызвал дух Фоменко

Под занавес театрального сезона в «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Цыганов поставил спектакль «Комедия о трагедии» на основе репетиций своего мастера Петра Фоменко, так и не поставившего драму Пушкина «Борис Годунов». Это не только оммаж Учителю, но своего рода завершение трилогии, начатой другими режиссерами с участием Цыганова как актера.

Читки «Бориса Годунова» начались в «Мастерской Петра Фоменко» зимой 2010–2011 годов и продолжались несколько недель. Затем Петр Наумович взял паузу, которая оказалась вечной. 9 августа 2012-го он умер. 13 июля, в театре отметили его несостоявшееся 90-летие, к которому и приготовили первый показ «Годунова». Можно только догадываться, каким он мог стать у Фоменко. А назвать спектакль он хотел «Комедией о трагедии Московского государства». Нам же предложена версия одного из его учеников, замахнувшегося на несостоявшийся замысел мастера и сделавшего его, по сути, главным героем.

С большого экрана, словно с небес, Петр Наумович смотрит на происходящее внизу на деревянном помосте, уклон которого меняется до тех пор, пока не возникнет неприступная стена, а в ее оконце не появится царь Борис. Фоменко скептически взирает на своих прямых учеников, тех, кого уже сам не учил, но кто как-то пытается продолжать его дело. На экране — рукописи мастера, а из динамиков слышен его голос. Своим присутствием на экране он напоминает о том, что никакого пафоса в спектакле быть не должно. Фоменко способен одной репликой сбить с актеров ненужную шелуху, говорит так, словно речь не о Марине Мнишек и Годунове, а о самых обычных людях.

Пушкина он любил, не раз обращался к его произведениям. Теперь Евгений Цыганов объединил вокруг себя актеров разных поколений, но «основоположников», тех, с кем начинался театр, на сцене нет, за исключением Карэна Бадалова, который тут и Пимен, и Pater, и Борис Годунов. Почти у каждого актера — несколько ролей. Ольга Бодрова, к примеру, играет Марину Мнишек, царевича Федора и Звонаря. Владислав Ташбулатов сосредоточен только на самозванце Гришке. А темнокожая красавица Стефани Елизавета Бурмакова в роли Ремарки напоминает о происхождении Пушкина.

На деревянном помосте толпятся актеры, изображая простой русский народ, ближний круг царя и Самозванца. Тут юродивый с огненными волосами, забитая баба с младенцем, казак с чубом, пьяница. Странный, надо сказать, народец. Да и вельможи, погрязшие во лжи и предательстве, производят впечатление дремучего, заспанного народа.

Спектакль идет больше трех часов. Мастер призывает с экрана не быть серьезными. Какими еще можно быть, наблюдая возню вокруг трона и человеческую глупость. Но первое действие, тяжелое и невеселое, оживает только в сцене у фонтана, когда появляется Ольга Бодрова. Ее Марина Мнишек словно сошла с полотен старых мастеров. Она мечтает о троне. А ее жаждет заполучить Самозванец, окончательно потерявший самообладание. Фоменко с экрана умеряет его пыл, ведь нельзя же так трепетать перед бабой. Он так и говорит — «бабой». Петр Наумович как редко кто умел разбирать тексты и спектакли. Он говорил только правду, умудряясь никого не обидеть, бывая в разных театрах страны. Феноменальное зрелище, просто школа жизни и критики.

Евгений Цыганов на сцене появится только на поклонах. Он не играет в своем спектакле, и это вдохновляет. Актеры, стремящиеся в режиссуру, часто делают это во имя того, чтобы получить роль, какой иначе не дождешься. А тут абсолютно другой случай. Складывается ощущение, что появлению «Комедии и трагедии» поспособствовали актерские опыты Цыганова в двух спектаклях о трагической судьбе художника. Это «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» в постановке Дмитрия Крымова, где он сыграл режиссера, который своими жестами, тем, как бросает портфель, своей резиновой маской напомнил Фоменко, хотя и других богов сцены тоже. Это и «Я — Сергей Образцов» в Театре кукол, осуществленный Екатериной Образцовой, где Евгений Цыганов сыграл своего дальнего родственника (мама Сергея Владимировича и прабабушка Евгения — родные сестры), отразив целый век русской жизни. В спектакле Крымова его герой палит из ружья по артистам, не в силах победить их пошлость, а потом истекает кровью по причине исчерпанности жизненных сил. Но великие не умирают. Они с нами навеки. Это подтвердил и почти спиритический сеанс с Фоменко.

Источник: «Московский комсомолец»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100