In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Инга Бугулова
«Российская газета», 2.08.2022

Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра Фоменко

В «Мастерской Петра Фоменко» в минувшие выходные состоялась необычная премьера – «Комедия о трагедии». Спектакль, созданный по читкам пушкинского «Бориса Годунова», но в свое время не доведенный до финала самим мастером, Петром Наумовичем. В год его 90-летия (буквально вслед за юбилеем – праздновали 13 июля) этот спектакль поставил – а скорее даже, скрупулезно реконструировал и доработал актер и режиссер Евгений Цыганов.

Работу над «Борисом Годуновым» в театре начали двенадцать лет назад, зимой 2010-го. За год до ухода из жизни Фоменко. Известно: Александр Пушкин для него был – камертоном истины и главным собеседником на протяжении всего непростого творческого пути. Те самые репетиции десятилетней давности и легли в основу «Комедии о трагедии». Сохранились, к счастью, видео- и аудиозаписи читок – теперь они магически ведут спектакль в еще одно, другое измерение. 

Наивно можно было бы назвать это «заметками на полях». Голос Петра Наумовича временами приостанавливает действие, поясняя зрителю: что стоит за великими пушкинскими строками. Направляя актеров: почему и как они должны играть своих героев. «Не ставьте точку, пожалуйста! Точка – смерть для артиста!».

Точные слова, как афоризмы, высвечиваются на заднике сцены. Текст Фоменко – идущий фоном к тексту Пушкина – как декорация к происходящему.

Первое, на что он обращает внимание артистов (а теперь и зрителей-читателей) – пушкинский подзаголовок: «Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве». И это однозначно – жанр спектакля. Без комедии не может быть трагедии. На этом Фоменко настаивал – как вспоминает Евгений Цыганов.

Актер участвовал в тех читках. Репетировал две роли – самозванца Отрепьева и воеводу Басманова. Теперь ведет нас за своим учителем – в пространство вечных тем и пророчеств поэта. Но вместе с тем, в пространство шутки, доходящей даже и до скоморошества. Из одного рождается другое. Трагедии становятся комедиями – и наоборот. Урок истории – от режиссера и поэта.

Знаменитая сцена у фонтана превращается на сцене «Мастерской Фоменко» в фантасмагорию из каламбуров. Сам фонтан изображает услужливая компания сподвижников Отрепьева, державших нос по ветру. Курбский, Вишневецкий, Казак и Поэт – все присягнувшие столпились и живописно замирают в ожидании, когда самозванец встретится с возлюбленной Мариной Мнишек (Ольга Бодрова).

Отрепьев (Владислав Ташбулатов) не находит себе места: «Вот и фонтан; она сюда придет. Я, кажется, рожден не боязливым…». Вдруг – голос Петра Наумовича: «Ну, в самом деле, нельзя же так трепетать перед бабой!». Отрепьев замирает: в самом деле. Вроде бы взял себя в руки – но тут вошла Марина. Тут же снова Петр Фоменко: «Что он чувствует? А примерно, как в песне, помните: „Вот я стою я перед вами, словно голенький“.

В порыве чувств Лжедмитрий выхватывает из „рук“ фонтана мандолину – поет для оторопевшей Мнишек свою серенаду. „Красный Треугольник“ Александра Галича. Зал лежит. Смех сделал сцену признания еще драматичней – речь не столько о любви, сколько об истинной сущности самозванца. Где он фальшивит и кому теперь поверят – ему или Марине? От пылких чувств, минутной слабости – всегда одни проблемы.

В спектакле все идет по слову мастера. И персонаж по имени Ремарка (смуглянка Стефани Елизавета Бурмакова) – словно путеводитель, ориентирует нас в пространстве пушкинского текста. Народ ждет объявления имени царя обязательно со своей душой – она в юродивом и нищем мальчике. Даже антракт – тогда, когда его предложит режиссер!

А еще – об этот Петр Наумович мечтал – на сцене появляется настоящая звонница из пяти колоколов. Он был уверен, что в „Борисе Годунове“ обязательно должны звучать колокола. Но сетует: наверное, от этой идеи все-таки придется отказаться – слишком дорого. Теперь – не отказались. Сделали, как он задумывал. Можете поверить на слово: колокольный звон здесь органичен.

Без комедии не может быть трагедии. На этом Петр Наумович Фоменко всегда настаивал Практически все артисты играют в спектакле по две роли — что неудивительно: на сцене появляется почти четыре десятка персонажей! Но, если присмотреться, то и этот дуализм ролей – со смыслом. Карэн Бадалов, например, то в роли православного монаха Пимена – то он же католический Патер. Важные акценты – между строк, в полутонах, намеках. Звучание спектакля оказывается фантастически современным. Хотя для этого не делается вроде бы ничего специального – все уже сделал Пушкин. Заговоры недружественных соседей, вопиющие обманы, претензии без всяких на то оснований – чего из этого вокруг сегодня зрители не видят? Просто Фоменко, как никто, умеет вчитываться в Пушкина.

Про что спектакль?
Евгений Цыганов уверен: прежде всего – про любовь. „К театру вообще и к нашему театру в частности. Про любовь к Мастеру и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к ее истории и к своим ученикам“. Точнее, видимо, не скажешь.

Петр Фоменко о смысле точек
„Не играй в пол и не ставь точки! Точек вообще не должно быть, фраза стремится, летит, живая, как моль – до аплодисментов, когда её захлопают насмерть!..“

Источник: „Российская газета


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100