In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Наталья Васильева
«Известия», 9.07.2016

Ирина Горбачева: «Для меня вся жизнь про то, с Богом ты или нет»

Актриса и звезда Instagram — о конструктивной критике, отношениях в семье и желании отдавать

Об Ирине Горбачевой заговорили в связи с ошеломительным успехом в Instagram (1,7 млн подписчиков) и ролью Елены в «Сне в летнюю ночь», получившем «Золотую маску»-2016. Разговор с актрисой корреспондент «Известий» также начал с Шекспира.

— Что, на ваш взгляд, привлекло зрителей и жюри в вашей постановке?
— На этот спектакль надо идти как минимум потому что это Шекспир. Для меня этот спектакль — праздник, а для нашего театра — событие, потому что это первая «Золотая маска» после ухода Петра Наумовича. Некий глоток воздуха для тех, кто хотел увидеть театр в его классическом понимании. 
Постановка не новаторская, но с хорошей долей хулиганства и самоиронии. Оказалось, что многие люди по этому соскучились — им надоело, придя в театр, не понимать, что им хотели сказать. А у нас всё понятно: этот любит того, а этот — того. И в конце свадьба — трогательно и смешно.

— Кого еще из шекспировских героинь вам хотелось бы сыграть?
— Я готова на любое произведение, и даже не важно, какую роль буду исполнять. В спектакле «Сон в летнюю ночь» я вообще должна была играть эльфа — жителя леса. Ни о какой Елене речь не шла, но исполнительница этой роли Катя Смирнова ушла в декрет. Как-то меня попросили почитать за Елену на репетиции, вот так и получилось. Мне бы очень хотелось еще раз «побывать» в Шекспире — он настолько мой автор, что у меня сразу начинает играть фантазия, тянет что-то придумывать и хулиганить.

— Где вам приятнее работать — в театре или в кино?
— Комфортнее, конечно, в театре — постоянно учишься, самосовершенствуешься. Но кино также интересно. Если попадешь в руки к хорошему режиссеру, который понимает, что делает, — это удовольствие. В кино можно сделать несколько дублей, пока не получится идеальный. А театр связан с долгим кропотливым отбором, оттачиванием мизансцены, слов.
У тебя есть только один дубль, потому что зритель редко приходит дважды. Я люблю формулировать для себя так: «Халат надо оставлять дома». Если выступаешь с позиции «ну давайте поиграем…» и чуть-чуть вразвалочку, это чувствуется. Может, кому-то и удается обмануть зрителя или зритель обманывается сам, не зная нашей кухни. Но я — за серьезный основательный подход. Пришел, переоделся и пошел — это не про меня. Я за то, чтобы приходить заранее, настраиваться, вспоминать. Актеры в театре как спортсмены — не могут бежать сразу, надо сначала размяться.

— Вы как-то раз говорили, что комедийные роли вам ближе, а психологические не так интересны.
— Моя последняя работа «Мамаша Кураж» — абсолютно психологическая и в то же время характерная роль. Другое дело, что в последнее время мне интересен невербальный театр. Мне бы хотелось поработать не со словами и смыслами, а на том уровне, когда каждый уносит с собой только то, что чувствует. Хотелось бы произведение без слов — чтобы была музыка, декорации и артисты. Было бы очень интересно существовать в таком спектакле.

— Что вы чувствуете, когда люди узнают вас не по Instagram​​​​​​​, а по ролям в театральных постановках?
— Такие люди меня сразу заинтересовывают. Когда подходят и что-то говорят по поводу Instagram — ну да, думаю, здорово. А когда говорят, что видели меня в театре, начинаю беседовать, спрашиваю, что понравилось. Хорошо, когда люди ходят в театр, но особенно приятно, когда они узнают обо мне по Instagram, а потом специально приходят на мои спектакли.
Интернет — это то, что у всех под рукой; гаджет, который всегда в твоем кармане. Легко зайти, посмеяться и забыть. А чтобы дойти до театра — надо потратить время, билеты достать, а они еще не всегда в продаже есть.
Театральные круги достаточно узкие — про наш театр не так много людей знает. А некоторые вообще не любят театр. Даже мои братья еще ни разу не видели меня на сцене «Мастерской П. Фоменко».

— Как такое возможно?
— Не тянет их. Мой брат-двойняшка Игорь только недавно проявил интерес. Просто когда-то кто-то испортил ему впечатление. Он говорит: «Не хочу ходить, чувствую себя неловко, если что-то не получается у артиста». А смотрел он пару спектаклей — я его затащила в Одессе в один театр.

— Так тонко чувствует?
— Одно дело — кино, а тут играют живые люди. Для некоторых смотреть на играющих людей некомфортно.

— Потому что у них не получается?
— Даже если получается. Всё зависит от зрительского опыта. Но бывает, что brлюди попадают на спектакль, который совершенно не их. А потом думают, что все спектакли такие. У нас очень разные постановки, хотя они и объединены каким-то общим дыханием, артистами. А зритель иногда зашел, посмотрел и решил, что ходить не будет. Такая вот тонкая структура — театр.

— У вас были ситуации, когда вам не нравился спектакль? Как вообще вести себя в такой ситуации — вставать и уходить?
— Должна присутствовать некая этика. Даже если тебе не нравится и ты, грубо говоря, попал в капкан. По мне — лучше дождаться антракта. Я только в студенческие годы могла уйти во время действия, и то это было один раз.
Нас, кстати, приучали к тому, что нужно досмотреть спектакль до конца в любом случае, потому что в финале может произойти то, что плохое впечатление перекроет. Это правильно. Я всегда досматриваю спектакль — интересно, чем он закончится.
Еще поняла, что я очень категоричный зритель. Даже иногда боюсь говорить свое мнение — если мне что-то не нравится, готова разнести все в пух и прах. В работе стараюсь сдерживаться, не позволять себе каких-то категоричных высказываний. Но если это вдруг происходит, мне потом становится неловко. За каждым твоим словом есть ответственность. Можно вспылить, сказать что-то человеку, а он с этим потом будет жить долгие годы.

— Люди обижаются на вашу критику?
— Я в последнее время высказываюсь только в том случае, если меня спросили: «Ир, а как тебе?». Я поняла, что лезть со своим мнением и вклиниваться в разговор, создавая полемику, глупо. Если мне что-то очень не понравилось, всегда стараюсь сначала выдохнуть, чуть-чуть подождать, а потом уже комментировать. Но делать это продуктивно, а не предавать анафеме со словами: «До свидания, чтобы вас здесь больше не было!»

— Прочитала некоторые ваши интервью и удивилась, откуда у вас в молодом возрасте столько терпимости к человеческим слабостям.
— Это всё благодаря страхам, которые где-то пришлось преодолеть. Плюс, конечно, сама по себе профессия — мы все психоаналитики…

— Далеко не все.
— Ну не все, согласна. У меня интерес к психологии и психоанализу появился лет в 13. Я начала читать специальные книги про людей и их поведение. И не останавливаюсь. Мне интересна психология поведения и ее анализ. Плюс профессия заставляет постоянно анализировать поведение персонажей. Я постоянно применяю этот опыт в жизни.
Например, в последнее время практически перестала произносить слово «почему». Понимаю, насколько бессмысленно и бесполезно так спрашивать. В принципе ответ ты сам знаешь, можешь додумать его в своей голове.
Жизненный опыт появляется только в связи с какими-то событиями, чаще всего трагическими. Мы знаем, что когда кто-то уходит из жизни, взрослеешь года на 2–3, если не больше. Чаще всего это тебя «обнуляет», показывает, что есть ценного в твоей жизни.
Не стоит чего-то бояться. Пройдет лет 20, и ты поймешь, что на этой земле у Бога на тебя какие-то свои определенные планы, а ты не можешь их осуществить. Если к чему-то лежит сердце, нужно просто пробовать. У меня были провалы, связанные в том числе и с театром, но отрицательный опыт — самый положительный и продуктивный, самый рабочий. Когда говорят, что всё классно, — в этом вообще ничего продуктивного нет.
Любые ошибки, болезни, всё отрицательное, что происходит с человеком, способствует тому, что твоя душа работает и растет. Важно понять, где твои столбы и когда они очерчиваются. Для меня главный столб — это вера в Бога. Тогда и не хочется задавать вопрос «Почему?»: я искренне верю, что с человеком происходит всё, что должно произойти. Твое от тебя не уйдет.

— Что религия значит для вас?
— Я на эту тему стараюсь не говорить — для каждого это очень сложная материя и его личные взаимоотношения с Богом. Для меня вся жизнь только про то, с Богом ты или не с Богом. Есть над тобой кто-то или нет. Называй это как хочешь: энергия, создатель, мироздание, судьба, Бог. Я молюсь только об одном: «Господи, пожалуйста, даруй мне истинную веру в Тебя». Мне бы этого действительно хотелось.

— У меня ощущение, что я не на интервью, а на приеме у психолога. Близкие обращаются к вам за советами?
— Да, бывает, что спрашивают (смеется). У нас всегда синхронное плавание — взаимный обмен. Близкие, родные, друзья возвращают тебя к самому себе. Если сделал что-то нехорошее, люди могут тебе об этом очень тактично сказать. Могут направить в верную сторону. И ты можешь.
Мы не так часто общаемся с братьями. Так уж повелось, что редко созваниваемся. Нет такого, чтобы папа звонил каждый день. Мы видимся порой раз в полгода. Есть так, как есть. Главное — встречаться, даже несмотря на сумасшедший ритм. С друзьями нужно обязательно видеться. Маша Андреева, артистка нашего театра, сказала классную фразу: «Надо делать чик-чирик». И это так просто — напоминать о себе людям и сказать, что ты помнишь о них. 

— Времени у вас действительно мало. Семь кругов ада — это про то, как заполучить вас на интервью. Зато открываешь фотоотчеты — Ирина Горбачева на «Кинотавре», в музее «Гараж», на музыкальном фестивале… На что уходит время?
— Вышел спектакль «Мамаша Кураж» и тот момент, когда ты постоянно в репетициях, прошел. Поэтому сейчас всё в равных долях: хожу на кастинги, играю спектакли, успеваю видеться с друзьями и даже съездить отдохнуть на пару-тройку дней, если есть возможность.
Чего бы мне хотелось? Больше отдыхать, конечно же. В какой-то момент начинаешь испытывать чувство вины: всем что-то обещаешь, боишься отказать… В последнее время я начинаю это фильтровать и кому-то отказывать. Просто в силу того, что настало время думать и о себе. Мне нужно свободное время, и если оно есть, то лучше лишний часок поспать или погулять с собакой, сходить куда-то с мужем. Эти вещи дают ощущение собственного пространства, принадлежишь сам себе.
​​​​​​Когда планируешь кучу всего, превращаешься в электровеник. Мне кажется, из-за этого я и получила недавнее сотрясение мозга. У меня был такой ритм, что Всевышний подумал: только так меня можно остановить. Был больничный — аж две недели, благодаря этому я остановилась и поняла, что нужно думать о себе хоть немного.

— Вы никогда не хотели быть актрисой — мечтали о хип-хопе и работе ветеринаром. А сейчас гипервостребованы. Но есть те, кто мечтает стать популярным актером и ничего не выходит. 
— Нужно просто делать то, что тебе нравится, и не думать, станешь ли ты востребованным. Когда начинаешь прогнозировать будущее, останавливаешь настоящее. У меня был отличный урок: на третьем курсе я начала жутко рефлексировать на тему того, что когда мы выпустимся, то никому не будем нужны, — все театры переполнены. В конце года у нас с худруком курса были индивидуальные беседы. Я пришла и снова начала высказывать эти свои опасения. 
А он сказал мне: «Ира, представь, что здесь ты, как в бункере. Может, снаружи радиация — выйдешь и умрешь. Но сейчас нужно взять максимум, чтобы потом там существовать».
Я поняла, что нужно работать и не думать ни о чем. Все хорошее происходит с нами, когда мы всё отпускаем, перестаем чего-то ждать и на что-то надеяться. Чаще всего любовь к человеку приходит, когда он устает твердить: «Хочу встретить любовь, хочу, чтобы хоть кто-то у меня был». Человек выдыхает, расслабляется: «Всё, ничего не хочу». И тут же встречает кого-то.
Всех пугает только одно — финансовая нестабильность. Если ты популярен, тебя и оденут, и обуют, и машину дадут покататься. Очень здорово, когда у тебя есть не только кусок хлеба с маслом, но и возможность в любой момент поехать за границу. Но я проходила разные периоды в жизни, и все они были прекрасны — даже безденежье, когда мы собирали по 10 рублей на проезд. Детство тоже было небогатое совершенно, скорее даже бедное. Наверное, это меня закалило и сейчас приходят подарки, за которые я благодарна Богу. Правда, хотелось бы еще что-то отдавать…

Справка «Известий»
Ирина Горбачева родилась в 1988 году в Мариуполе. С 2006 по 2010 год училась в Театральном институте имени Щукина на курсе Родиона Овчинникова. Еще во время обучения играла в спектаклях Театра Вахтангова, а по окончании курса вошла в труппу «Мастерской П. Фоменко». Занята более чем в 10 спектаклях театра, снимается в кино. Последняя киноработа актрисы — «Преображение» режиссеров Татьяны Воронецкой и Дмитрия Сербина.

Источник: газета Известия


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100