In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Глеб Ситковский
«Ведомости», 27.07.2016

Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисом

Заглавную роль сыграла звезда Мастерской Полина Кутепова, роль ее немой дочери – звезда Instagram Ирина Горбачева

Петр Фоменко умер четыре года назад, и эта смерть изменила буквально все. Театр, им созданный, в его нынешнем виде напоминает милую зверюшку по имени Тянитолкай. Ничего удивительного, так часто бывает после ухода большого режиссера – вспомним хоть БДТ, который, потеряв Товстоногова, потом лет двадцать еще боролся с энтропией. Примерно такая же штука и с растерянной фоменковской труппой, одной из лучших в Москве: с одной стороны, здесь пытаются сохранить традицию, идущую от самого Фоменко, с другой – нащупывают новые пути, зазывая к себе молодых режиссеров. Даже лабораторию специальную придумали под названием «Пробы и ошибки». Спектакль 32-летнего Кирилла Вытоптова, одаренного выпускника мастерской Олега Кудряшова, стал частью этого проекта.

Сам Фоменко пьесы Брехта никогда не ставил, но, как ни странно, был ближе к «эпическому театру», чем принято полагать. Речь идет, конечно, не о содержании (гражданственности в спектакле Фоменко чурался как огня), а о близком способе существования актеров. Так же, как и в брехтовском театре, коллективным автором спектакля становилась труппа, ансамбль, а каждый актер был всегда готов подмигнуть зрителю, напомнив о зазоре между собой и персонажем. Не зря многие спектакли «фоменок» начинались с совместного чтения книги или пьесы, которую им сегодня предстоит разыграть. Кирилл Вытоптов предложил актерам принципиально иной способ освоения брехтовской пьесы – перед нами чуть ли не опыт психологического театра. Даже от зонгов Дессау здесь решили отказаться, трансформировав их в обычные песенки (аранжировка Николая Орловского).

Идет «Мамаша Кураж» на маленькой сцене, в старом здании театра, но больших пространств Вытоптову и не надо. Война? Какая война? Ни тебе батальных полотен, ни исторической перспективы – перед нами во всех отношениях камерная история про одну жадную бизнес-тетку (Полина Кутепова), которая так увлеклась зарабатыванием бабла, что сама не заметила, как потеряла всех своих детей, да вдобавок еще и разорилась. Ну да, в это время, кажется, еще шла война Тридцатилетняя. Но вопреки брехтовскому посылу, согласно которому общий план важнее крупного, для режиссера бранные поля – что называется, не в фокусе. Вытоптов ограничится тем, что повесит на шею противоборствующим католикам и протестантам шарфы футбольных фанатов, но тут же об этой аналогии и забудет. Просто такая фишка, не более чем.

Вытоптов и не пацифист, и не милитарист, да и вообще интересуется здесь войною не больше, чем обывательница Мамаша Кураж. Кстати, прозвище Кураж этой стильной торговке в красном кожаном платье совершенно не подходит. Мамаше не приходится пробиваться сквозь линию фронта со своим фургоном (товар в клетчатых клеенчатых сумках она держит в стенном шкафу и белом павильоне-трансформере), а значит, и смелости от нее никакой особой не требуется, а лишь точный расчет. Такой Анне Фирлинг больше подошла бы кличка Мамаша Барыш. Это, разумеется, не означает, что Кутепова пользуется лишь одной краской. В бой-бабу она превращается лишь тогда, когда дело касается денег, а в прочие моменты перед нами тонкая обольстительная дама, которую, что называется, жизнь заставила пойти в челночницы.

Другим полюсом спектакля Вытоптов сделал Катрин, немую дочь Анны Фирлинг, от имени которой ведется рассказ о матери. Пользуясь языком жестов, Ирина Горбачева зачитывает брехтовские ремарки, а во втором действии нас даже впустят в сны Катрин, населенные принцами на белых конях и неродившимися детьми. К сожалению, эта игра в дочки-матери в спектакле скорее обозначена, чем решена.

Вытоптовская «Мамаша Кураж» – тот случай, когда и режиссером, и актером мастерски решено множество мелких задач, но так и не понятно, надо ли было вообще театру браться за эту пьесу. Как говорил сам Брехт, «драматургу важно не то, чтобы Кураж в конце прозрела. Ему важно, чтобы зритель все ясно увидел». Вот этой-то ясности и нет.

Источник: газета Ведомости


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100