In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Михаил Волох
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Наталья Витвицкая
«http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014

«Руслан и Людмила»: сказка — ложь?

В Мастерской Фоменко поставили пушкинскую поэму.

У фоменок снова премьера. В рамках традиционных вечеров «проб и ошибок» режиссер Михаил Крылов поставил пушкинскую поэму-сказку. Главный русский поэт, как известно, был любимым автором Петра Наумовича, так что спектакль «Руслан и Людмила» — это своеобразный поклон Мастеру. Еще один поклон ему — совсем не детская трактовка истории про храброго Руслана и компанию. На новый спектакль, конечно, можно идти с детьми. Их здесь и заинтересуют, и развеселят. Но вот политические подтексты и фривольную пушкинскую иронию, боимся, они не прочтут. Этот подарок актеров Мастерской — только для взрослых зрителей.

Спектакль идет в Малом зале, декорациями служит большое фойе Основного здания театра (этот прием многие помнят по легендарному фоменковскому «Триптиху»): здесь вам и колонны, и лестницы, и подъемы, и пространство. Реквизит и костюмы — самые традиционные. И даже простые, с учетом возможностей костюмерного цеха. Впрочем, одна из прелестей Мастерской всегда было (и остается) умение создать театр из ничего, обнаружить его в воздухе и просто дать увидеть зрителю. Так, например, обычная швабра становится здесь очень обаятельным конем, эмалированное ведро — боевым шлемом, а гигантское белое полотнище с дырками глаз, носа и рта — головой великана. Совершенно прелестна борода Черномора, похожая на таинственное растение с колючками. Но это, как говорится, только «внешность» спектакля. Яркая, забавная, вполне себе сказочная. А что за ней?

Рассказчик — Пушкин — сначала кудрявым купидоном весело прыгает рядом с шумной толпой героев. Потом — Черномором, лишившимся волшебной бороды, запрыгивает в мешок к заклятому врагу и едет с ним в «гордый город Киев» (славное совпадение). Пушкин, оборачивающийся смешным карликом, тоже не просто так. Черномор ведь безнадежно влюблен в Людмилу. А Пушкин, как известно, обожал многих недоступных ему прелестниц (кстати, обе роли, с завидной страстью, исполняет режиссер Михаил Крылов).

Вообще фоменки явно не сказочку нам рассказывают, они «выписывают» русские народные типажи. Руслан (Игорь Войнаровский) здесь — рубаха-парень, трогательный в своей наивной уверенности — добро побеждает зло. Людмила — не бог весть какого ума розовощекая девица (замечательная работа Екатерины Смирновой), для которой муж-добрый молодец — предел мечтаний. Такую никакие дивные страны и новые миры не соблазнят. Рогдай (Владимир Свирский) — герой, который, как и Портос Дюма, запросто мог бы сказать «я дерусь просто потому, что дерусь». Фарлаф (Андрей Казаков) — трусливый и подленький толстяк с пивным животом, Ратмир (его безукоризненно играет Федор Малышев) — позер, болтун и подкаблучник (предает мечты ради доступной «девы рядом» — становится рыбаком). Остается князь Владимир-отец Людмилы, мудрый Финн и коварная Наина. Первый — царством своим руководит с помощью дворовых девок, иначе, пьяный, он не двигает руками. Второй — похож на хипстера в отставке, хвастающегося своим прошлым. Ну, а третья — Наина, — обозлившаяся на мир старая дева.

Вся эта честная компания вслед за Пушкиным любовно выписана фоменками. Всё по их фирменному рецепту: близко к тексту, но между строк. Иронично, но не зло. Весело, а горчит. Почему-то все счастливые финалы в России случаются только чудом, «как в сказке». И как же хорошо, что фоменковская сказка, несмотря на всю свою искрометную веселость, дает возможность об этом задуматься.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100