In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Егошина
«Театрал-online», 24.02.2017

У вас родится Геркулес

В «Мастерской Фоменко» сыграли комедию Мольера

В 2010 году Чеховский фестиваль показывал в Москве «Свадьбу Фигаро», которую поставил в Комеди Франсез режиссер Кристоф Рок. Стремительный, остроумный и изящный спектакль, сохранявший верность букве и духу Бомарше, заворожил мхатовский зал. И, как оказалось, произвел благоприятное впечатление на сестер Кутеповых. И вот семь лет спустя Кристоф Рок вместе с постановочной командой из Франции выпустил на сцене «Мастерской Фоменко» – «Амфитриона» Мольера. В главных женских ролях – Ксения и Полина Кутеповы.

В Прологе богиня Ночь – Полина Кутепова ведет куртуазную беседу с Меркурием – Иваном Верховых. Олимийские божества кажутся повисшими где-то над горными безднами. И только постепенно становится понятным, что мы видим не самих богов, но их отражение в огромном зеркале-заднике. Дуга со звездным помостом, по которому прогуливаются божественные собеседники, опускается плавно. И вот уже можно видеть не только отражения олимпийцев, но их самих. Меркурий просит Ночь растянуть тьму аж на трое суток, пока Юпитер, приняв облик только что победившего в сражении полководца Амфитриона, наслаждается с его женой Алкменой, зачиная величайшего героя Геракла.

Миф об Амфитрионе – первый из гераклова цикла. Но Мольера явно привлек сюжет не столько обстоятельствами рождения Геркулеса, сколько моральной дилеммой, вставшей перед заглавным героем пьесы: как доказать свою идентичность, отстоять свою личность, защитить свою частную жизнь?

Созий, умно, вдохновенно и очень смешно сыгранный Карэном Бадаловым, возвращается домой, а на пороге стоит Меркурий в его облике и доказывает, что Созий – он. Убеждает не столько физическое превосходство, сколько знанание самых глубоких тайн твой души и биографии. ..

Амфитрион – Андрей Казаков подходит к дверям дома и его собственный слуга (на самом деле Меркурий в облике Созия) гонит его прочь: ты, пьяница, не мешай победителю Амфитриону услаждать свою Алкмену…

Если раб Созий уступает свое «я» даже с некоторым восторгом: «Будь ты Созием Первым, а я – только твоей тенью!» То Амфитрион, раскормленный, тяжко двигающийся, медленно соображающий, – все-таки твердо стоит на своем праве: отомстить двойнику за свою супружескую честь в бою.

Но равнодушно смотрит Зевс в облике Амфитриона на обманутого мужа. Медленно раскручиваясь, поднимается из трюма выше голов собеседников его офисное кресло. Роняя пепел на головы нижестоящим, Зевс цедит слова о том, что «в споре не надо горячиться». И зовет всех к накрытому столу.

Друзья, убежденные спокойной наглостью самозванца, покидают несчастного Амфитриона…

Двойник часто выглядит убедительнее оригинала. Отражаемое – куда красивее отражаюшегося.

Сценограф Орели Тома, меняя наклоны зеркала задника показывает нам – то чистый мир отражений, то двойной мир – отражения и реальности. Когда-то зеркальными фокусами поразил Москву в свой первый приезд Робер Лепаж, заставивщий нас поверить в парящего в воздухе космонавта (потом фокус обнаруживался и вы понимали, что видите не актера, но его отражение).

Потом гигантское зеркало прекрасно работало у Люка Персеваля в «Там за дверью». Но если сценографическое решение художника Орели Тома нельзя назвать революционным, то надо отметить его редкое соответствие духу пьесы о двойниках, подменах, божественных метаморфозах.

Лежа на полу, перебирают ногами актеры, а небесном зеркале мы видим стремительный бег. Вход в дом Амфитриона рабочие сцены клеют скотчем, но в зеркале мы видим четкие линии дверей, трубы. Даже программка, в которой название спектакля можно увидеть лишь в зеркальном отражении, еще раз демонстрирует нам, что подлинные красота и смысл возможны только в ином измерении. 

Но если с темой двойников театр справился прекрасно, но вторую составляющую пьесы – опрокидывающий вихрь страсти, зачинающей героя, — пока все обстоит труднее.То ли из за концепции режиссера, то ли из всегдашней нехватки в «Мастерской» героев-любовников важнейшую у Мольера тему страсти, превращающей день в ночь, страсти, определяюшей судьбы мира, – здесь ведут только и исключительно женщины.

Безусловно, самая счастливая ночь в жизни Алкмены – ночь с лже-супругом. Алкмена – Ксения Кутепова буквально лучится счастливым изнеможением. Падает на ложе, танцует возле горящих светильников. Мягко обволакивает партнера сиянием плеч и рук, лаской голоса, кудрявой волной распущенных волос. Соблазняет и завлекает на ложе страсти не только царственная Алкмена, но и жена Созия – Клеантида – Полина Кутепова. Пока мужчины пытаются самоутвердиться-отомстить-отстоять свое «я» и свою территорию, женщины живут сердцем и тоской тела, думают не о своем «я», но о предназначении любить и быть любимой.

Они соблазняют, манят, поддаются. Они обличают, укоряют, убегают, чтобы остаться… Они так победительно, так соблазнительно хороши, так убедительны в своей женской неотразимости, что рядом с их уверенностью особенно нелепыми кажутся все метания и бормотания, оправдания и проклятья мужчин, даже если они олимпийские боги.

В привезенном пару десятилетий назад в Москву «Амфитрионе» из Дюссельдорфа кульминацией спектакля был финал. Все рассказавший и объяснивший Зевс поднимался на свой Олимп по веревочной лестнице. Золотой плащ расправлялся с каждым шагом за его спиной, постепенно занимая пространство от колосников до досок сцены. Запоминалось с какой неохотой, с какой тоской, с каким отчаяниям уходил от этой женщины отец богов, как не хотелось ему уходить…

В финале спектакля Кристофа Рока Зевс в сверкающем пиджаке а ля поп-звезда равнодушно уплывает в небеса. А в зеркале возникает лестница, уводящая куда-то вдаль от всего и всех. И по ней тихо, не спеша – а куда теперь спешить? – идет Алкмена…

Источник: Театрал-online


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100