|
Татьяна Ратькина «Частный корреспондент», 28.04.2017 «Фоменки» в зазеркальеШарм и смыслы «Амфитриона» Кристофа Рока«Амфитрион» Кристофа Рока – первый опыт сотрудничества Мастерской Петра Фоменко с приглашенным режиссером-иностранцем. В отличие от многих коллег по цеху, руководитель лилльского Théâtre du Nord не пытается сказать новое слово о русской культуре. На московской сцене он поставил пьесу «самого французского драматурга». С истинно французским шармом.
«Амфитрион», написанный Мольером на основе произведения римского драматурга Плавта и под впечатлением от романа Людовика XIV и маркизы де Монтеспан, выстроен вокруг темы двойничества. Развивая и варьируя ее, Рок превращает свой спектакль в галерею отражений. «Амфитрион» буквально расслаивается на мир богов и людей, реальность и вымысел, поэзию и прозу, русскую и французскую речь (звуковым фоном постановки Ксавье Жако сделал музыку Вивальди и басню Лафонтена «Волк и ягненок», читаемую одновременно на двух языках). Вездесущую дихотомию усиливают Полина и Ксения Кутеповы, исполняющие три роли: Ночи, Алкмены и Клеантиды. Фиванские военачальники Навкрат и Павзикл (Рустэм Юскаев), Полид и Аргатифонтид (Олег Любимов), между которыми ? предсказуемо! ? не найдешь ни одного отличия. И конечно, главная «фишка» спектакля – огромный зеркальный задник. Меняя наклон и отражая то сцену, то полоску зрительного зала или беседующих под потолком богов, удваивая двойников и переворачивая все вверх тормашками, он наводняет постановку бесчисленными искажениями и преображениями, новыми перспективами и ракурсами.
В остальном «Амфитрион» Мастерской Петра Фоменко – спектакль лаконичный, даже строгий. Недаром сам режиссер сравнил его с черно-белым рисунком тушью. Двухчасовое действие происходит в легком полумраке и гулкой пустоте. Сценограф Орели Тома свел декорации и реквизит к минимуму: пара стульев, тяжелые подсвечники, видимо, допущенные в постановку из-за мерцающих всполохов свечей, нарисованный скотчем на дощатом полу домик. Большего, пожалуй, не нужно. Вереница отражений и так ударяет в голову, как молодое вино. К тому же для Кристофа Рока театр – «последнее коллективное искусство», «работа с командой». И сдержанная графика визуального оформления выгодно оттеняет безупречную актерскую игру.
«Амфитриона» можно без натяжки назвать бенефисом огненно рыжей Алкмены — Ксении Кутеповой и плута Созия — Карэна Бадалова. Легкость, с которой они передают прямо противоположные эмоции; тонкость, которая не позволяет переступить грань, отделяющую фарс от пошлости и фальши; непосредственность, с которой «фоменки» втягивают в орбиту спектакля зрителей, как всегда, выше всяких похвал.
Чего не скажешь о постановке как таковой. Критики и просто заядлые театралы отмечали, что зеркальная сценография Орели Тома – не открытие и не новшество, что у виртуоза Робера Лепажа или Люка Персеваля этот прием выглядел убедительнее, оригинальнее, ярче. Спектакль Кристофа Рока, конечно, органичен. И все же в нем как будто чего-то не хватает…
Во время своего написания пьеса Мольера, конечно, была не просто комедией об адюльтере в античных декорациях. Ее и сегодня нетрудно приспособить под социальный протест: люди не стали безгрешными, высокое положение по-прежнему дает неограниченные права, власть над себе подобными все так же используется во вред. Однако «Амфитрион» дает возможность и для более интересных трактовок. История царя богов Юпитера (Владимир Топцов), который принял облик полководца Амфитриона (Андрей Казаков), чтобы соблазнить его жену Алкмену, – рассказ о личинах и лицемерии, предательстве, обмане и самообмане. О размывании личности в зеркалах мнимостей. О легкости, с которой иллюзорное заменяет истинное. В эпоху массовых коммуникаций и столь же массовых заблуждений, параноидального стремления к уникальности и катастрофического непонимания самой ее сути все это кажется более чем актуальным. Не говоря о том, что страх потерять себя – одна из вечных фобий человечества.
В способах осовременивания и вариантах нетрадиционного прочтения мольеровского «Амфитриона» нет недостатка. Но Кристоф Рок их словно не заметил (тем самым вызвав у привычного к громким режиссерским высказываниям зрителя ощущение неполноты). Анонс спектакля на сайте Мастерской и интервью Рока не оставляют сомнений в том, что «Амфитрион» — итог долгих раздумий. В описании постановки можно найти все: представление режиссера о театре, рассуждения о вертикали власти, судьбе, манипуляции, двойничестве и природе смеха. Но в самом спектакле от этого теоретизирования не осталось и следа.
В отличие от большинства российских режиссеров, Рок создает не концепцию, а настроение, атмосферу. «Амфитриона» он ставит именно как комедию, главная цель которой – заставить смеяться. Пусть и над собой. Конечно, в зеркальной декорации можно усмотреть дробление индивидуальности, а нарисованный скотчем на полу домик превратить в символ хрупкости быта и бытия перед лицом вселенских зол. Спектакль не исключает никаких трактовок. Но и не педалирует их, не навязывает режиссерское ви́дение. В итоге самой распространенной реакцией оказывается самая простая и естественная: зрители забавляются, наблюдая за ужимками Созия, гадают, где на самом деле находятся отраженные в зеркале Ночь (Полина Кутепова) и Меркурий (Иван Верховых). А в конце постановки ловят летящие в зал разноцветные шарики.
Сторонникам идейного и интеллектуального театра не стоит беспокоиться. Кристоф Рок, повторюсь, не лишает «Амфитриона» ни философского, ни социального измерения. Просто вслед за Мольером уводит их в подтекст, освобождая пространство для зазеркальной магии.
Источник: «Частный корреспондент»
Другие статьи- В отсутствии любви и смерти, Виктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Возвращение в «Египетские ночи», Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре Фоменко, Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра Фоменко, Мария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи», Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Мениппея, как и было сказано, Павел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души», Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные души, Марина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- Души прекрасные порывы, Игорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки» в зазеркалье, Татьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Вот Рок, а вот порок, Игорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мной, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другой, Марина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится Геркулес, Ольга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любви, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чарующий «Сон
», Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы», Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночь, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?, Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство», Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…», Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Руслан и Людмила, Лариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмка, Александра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Пять тысяч штампов для вечности, Яна Жиляева, Петр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя, Алексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- В ритме Джойса, Сергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дня, Марина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романа, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечность, Алена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- Двое из Дублина, «Итоги», 9.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый Улисс, Алена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Средний слой, Дина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопии, Дмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Семейное несчастие, Павел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого), Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа, Л. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
, Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- От мира до войны, Ольга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войны, Елена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красота, Ян Смирницкий, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизнь, Валерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятие, Дина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира», Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового века, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазом, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременно, Алексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до конца, Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Эпопея в камерном формате, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времени, Майа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовью, Ирина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький Толстой, Алексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера, «Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!, Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Театр от Фомы, Юрий Зерчанинов, 1993
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 |