|
Анжелика Заозерская «Вечерняя Москва», 8.02.2018 В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Мастерская Петра Фоменко восстановила один из самых шедевральных спектаклей Петра Наумовича – «Египетские ночи». В своей постановке 2002 года он соединил два века – романтический XIX и Серебряный – начало XX, произведения двух поэтов, прозаиков, которые были во многом похожи.
Александр Пушкин и Валерий Брюсов экспериментировали с жанрами, стилями, языком, и «Египетские ночи» – один из таких смелых экспериментов, в котором стих сочетается с прозой. Между прочим, на это соединение стиха и прозы первым во всем мире отважился Пушкин в сочинении «Египетские ночи». Правда, не закончив начатое… Пушкин нередко ставил многоточия (как и его незавершенная поэма «Евгений Онегин»), как и обожал многоточия Петр Фоменко. Его ученики, которые играют в реставрированном спектакле «Египетские ночи», любят повторять фразу Учителя «Не ставьте точек».
Валерий Брюсов изучал творчество Александра Сергеевича. В своем труде «Пушкин-мастер» он пришел к предположению: «В конце жизни Пушкина занимала мысль – сопоставить в большом художественном создании идеи язычества и христианства. К этой мысли он подходил в Галубе и в гипетских ночах. Но чтобы полнее усвоить себе оба миросозерцания, языческое (античное) и христианское, он писал ряд подготовительных этюдов».
Петр Фоменко поставил иронический спектакль «Египетские ночи», в котором шутит, иногда с гротеском, шутит над модной в начале 19 века философией, согласно которой можно быть и язычником, и христианином, и русским, и египтянином. Пушкин, писавший «Египетские ночи» с 1824 года по 1836 годы, и сам подверг сарказму помешательство светских людей на мистике, на гаданиях, поисках перевоплощений. В «Пиковой Даме» он цитирует мистика Эммануила Сведенборга в ироническом контексте и выносит безжалостный приговор попавшему в западню чертовщины и дьявольской игры Герману. Петр Фоменко поставил спектакль в тот год, когда Россию заполнили экстрасенсы, маги и астрологи. Подобного мага он нашел в произведении Пушкина «Египетские ночи» – импровизатора из Италии синьора Пиндемонти.
Это этот импровизатор – вылитая копия графа Калиостро – из фильма Марка Захарова «Формула любви». Импровизатор проводит сеанс с гостями великосветского салона, в результате которого они попадают в Древний Египет, в царство Клеопатры, до ее встречи с Антонием. По жребию быть Клеопатрой выпадает участь мечтающей о необыкновенной любви Зинаиде Вольской. Клеопатра Полины Кутеповой, безусловно, и царица, и палач, и жертва. Полина играет на грани реальности и фантастики, трагедии и фарса. Играет виртуозно. «Египетские ночи» – филигранная, изысканная история Пушкина, которую он начал писать в ссылке в Михайловском, и продолжал, когда возвращался в родовое имение. Почему в Михайловском он думал о Клеопатре?, — кто знает. Пушкин, как и герой «Египетских ночей» – поэт Чарский (актер Юрий Буторин) нередко оказывался в плену роковых женщин. У него был бурный роман с международной шпионкой и авантюристкой – сестрой жены Бальзака – Каролиной Сабонской. В течение многих лет Пушкин писал любовные письма Каролине, и получал от нее ответы. У Каролины в России тоже был литературный салон, как у героини спектакля «Египетские ночи» Княгини D (Наталия Курдюбова), и в нем и стихи читали, и о любви говорили, и спиритические сеансы проводили. И, конечно, музицировали.
В спектакле «Египетские ночи» много музыки. Наполовину он состоит из музыки. Текст Пушкина переходит в музыку, которую напевают актеры. В спектакле звучит музыка: Россини, Листа, Титова, Оранского. Петр Фоменко был большим знатоком музыки. Он сам великолепно играл на скрипке. Все его ученики играют на нескольких музыкальных инструментах, и демонстрируют это в спектакле «Египетские ночи».
Публика бурными аплодисментами благодарила артистов за этот подарок – возвращение в репертуар театра «Мастерская Петра Фоменко» спектакля «Египетские ночи».
Источник: «Вечерняя Москва»
Другие статьи- В отсутствии любви и смерти, Виктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Возвращение в «Египетские ночи», Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре Фоменко, Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра Фоменко, Мария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи», Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Мениппея, как и было сказано, Павел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души», Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные души, Марина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- Души прекрасные порывы, Игорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки» в зазеркалье, Татьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Вот Рок, а вот порок, Игорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мной, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другой, Марина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится Геркулес, Ольга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любви, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чарующий «Сон
», Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы», Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночь, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?, Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство», Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…», Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Руслан и Людмила, Лариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмка, Александра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Пять тысяч штампов для вечности, Яна Жиляева, Петр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя, Алексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- В ритме Джойса, Сергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дня, Марина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романа, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечность, Алена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- Двое из Дублина, «Итоги», 9.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый Улисс, Алена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Средний слой, Дина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопии, Дмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Семейное несчастие, Павел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого), Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа, Л. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
, Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- От мира до войны, Ольга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войны, Елена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красота, Ян Смирницкий, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизнь, Валерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятие, Дина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира», Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового века, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазом, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременно, Алексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до конца, Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Эпопея в камерном формате, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времени, Майа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовью, Ирина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький Толстой, Алексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера, «Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!, Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Театр от Фомы, Юрий Зерчанинов, 1993
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 |