In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Губайдуллина
«Театральный курьер», 02.2000

Чужие

Он передвигается по сцене, еле волоча ноги. Бледный, только что переживший страшное потрясение, произносит еле слышным шепотом: «Господа, вы убили человека?» Андрей Казаков в финале спектакля «Варвары», поставленного Евгением Каменьковичем в театре «Мастерская Петра Фоменко» играет настоящую трагедию. Но трагедийный накал длится всего одно мгновение. А на протяжении всего предшествующего действия Монахов Андрея Казакова пребывает в каком-то полусне. Любит ли он свою жену, из-за которой в уездном городке случилось столько бед? Страдает ли? Тешит ли свое самолюбие, когда заключает пари с Цыгановым, предлагая ему влюбиться в Надежду? Или тщательно скрывает свои эмоции под маской равнодушного циника? Игра актера провоцирует лишь догадки и предположения. И у выразительно сыгранного трагедийного финала нет ни предпосылок, ни мотивировок. Так — блестящее мгновение, зависшее в воздухе.
Весь спектакль состоит из таких отдельных мгновений, с трудом складывающихся в единую мозаику. В одних ролях их больше, в других — меньше. «Варвары» — самый многонаселенный спектакль «Мастерской Петра Фоменко». Играет весь состав театра, включая новое пополнение из последнего выпуска мастера в РАТИ и актеры среднего и старшего поколения, принятые в труппу: Сергей Тарамаев, Людмила Аринина, Борис Горбачев. В пьесе Горького важны все персонажи, независимо от того, сколько времени длится их пребывание на сцене. Важны взаимоотношения между людьми, ясность причин взаимопритяжений и взаимотталкиваний, раздоров и споров. В спектакле Каменьковича каждый сам по себе. Иногда даже складывается впечатление, что все собрались из разных реальностей, разных спектаклей. Актеры играют в тех стилях, какие им удобнее и ближе. Ольга Левитина, Полина Агуреева и Томас Моцкус «рисуют» веселые шаржи, с ходу отметая проблемы, касающиеся неоднозначности характеров своих персонажей. Сестры Кутеповы изящно скользят по поверхности легкого психологического рисунка. Полина играет Анну, жену Черкуна, Ксения — его новую возлюбленную Лидию. Понять, чем именно прискучила мужественному и грубоватому герою Сергея Тарамаева одна женщина и чем привлекла другая, довольно сложно. Анна и Лидия похожи на мимолетные видения, случайно возникшие средь какого-то романтического шумного бала (к чему бы это в пьесе Горького?). Отличаются друг от друга только тем, что одна весела, другая — задумчива. Романтизирует свою Надежду Монахову и Галина Тюнина, но находит для роли не светлые (как Кутеповы), а темные краски. Роковая красавица похожа на тоскующую Ундину — героиню не жестокой драмы, а прекрасной легенды. Юрий Степанов в роли Гриши демонстрирует потрясающую органику и талант комика, явно вспоминая свои роли из «Владимира III степени» и «Балаганчика». Те, кто не забывает о том, что играют именно Горького, оказываются в меньшинстве. Кирилл Пирогов, Мадлен Джабраилова и Карэн Бадалов существуют в спектакле нервно и остро, не микшируя эмоций, не придумывая для сложных ролей легких актерских приспособлений. Объемно, правдиво и точно играет Богаевскую Людмила Аринина. Всего несколько штрихов — взгляд, устремленный в себя, мудрая улыбка, вдруг вырвавшийся смешок или взмах руки — и рассказана целая биография. 
«Варвары» стали первой премьерой театра в собственном помещении. Евгений Каменькович умело обжил необычную сцену, вписав прихотливую партитуру мизансцен в пространство, неудобно растянутое в ширину. Искусно использован свет и музыкальное оформление (в спектакле поют романсы под гитару), красиво придуманы связки между эпизодами. В спектакле Каменьковича есть и продуманная форма, и приподнятая атмосфера театральности, и обаяние. Но нет того, чем были сильны фоменки в предыдущих работах — ансамблиевости. Одни характеры представлены более цельно, другие — менее, третьи — едва намечены. И никто друг друга не слышит и слушать не желает. А слышать бы должны.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100