In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Александра Машукова
«Ведомости», 23.03.2006

В одном дворовом королевстве

В театре «Эрмитаж» поставили спектакль тонкой выделки

«Ивонна, принцесса Бургундская» в театре «Эрмитаж» — премьера изящная, ручной работы, — сегодня, когда в моде радикальная режиссура, это встречается не часто. Но режиссер Алексей Левинский не склонен поддаваться моде и слишком мудрить — авангардную пьесу Витольда Гомбровича он поставил как страшную сказку.

У артистов «Эрмитажа» особая манера игры: художественный руководитель Михаил Левитин, творящий на любом литературном материале свой собственный, отмеченный печатью абсурда, эгоцентричный мир, вечно тянет их в сторону гротеска, гиперболы, клоунады. С одной стороны, это масочное существование, этот избыточный темперамент — фирменный стиль «Эрмитажа». Но иногда хочется, чтобы актеры на сцене пользовались менее яркими красками.

Алексей Левинский, напротив, режиссер негромкий. Его спектакли избегают внешних эффектов, в них есть своя, чуть заторможенная, музыка. Броские постановочные решения ему чужды. Здесь тоже есть своя клоунада — но более деликатная, интровертная, как улыбка себе под нос. Преувеличенная актерская манера «Эрмитажа» и приглушенный стиль режиссера Левинского должны были уравновесить друг друга. Встреча обещала любопытный результат.

Пьеса классика польского авангарда Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская» обернулась в «Эрмитаже» страшной сказкой, разыгранной бродячими артистами. Под песенки Ганны Грановской о дожде и пожаре, спалившем дом, нам показывают жизнь одного дворового королевства: король здесь ходит в черной рубашке и с жестяной короной на голове, скрипучий деревянный поворотный круг становится обеденным столом, а функции придворных дам время от времени исполняют уличные певицы в пестрых юбках Прихиппованный принц Филипп от пресыщенности и со скуки выбирает себе в невесты странную девушку Ивонну — она так анемична, что кажется: делай с ней все, что угодно. Девушка будто не в себе: все время молчит и только крупно вздрагивает, когда король, отчаявшись найти с ней общий язык, восклицает «Никакой я не царь Ирод!» Ивонна, похоже, уверена, что он именно Ирод. И что однажды ее поведут на заклание. 

Недавно в другом маленьком московском театре — «Около дома Станиславского» — Алексей Левинский сыграл в спектакле своего товарища Юрия Погребничко по «Бесам». Там в центре была история юродивого —Кириллова, «идейно» покончившего с собой, чтобы мир пережил очищение. Две премьеры неожиданно запараллелились: светлая и трогательная в своей покорности Ивонна, конечно же, тоже жертва и тоже блаженная. И душа ее так и остается загадкой.

В этом и есть одна из особенностей пьесы Гомбровича: к Ивонне не приближаются не только персонажи, но и сам автор. Польский поэт Чеслав Милош считал, что в книгах Гомбровича вообще невозможен контакт: «На протяжении всего действия романа или пьесы ни между героями, ни между героями и автором встречи не происходит». Актриса Ольга Левитина так Ивонну и играет: можно лишь предположить, что на самом деле она чувствует, когда, заслонившись рукавом, исподлобья смотрит на принца. Она — и рядом, и в отдалении, будто мы просто не способны к ней подойти. Зато можем наблюдать, что творит ее присутствие с другими людьми, в которых Ивонна пробуждает самые зверские чувства. Настолько, что они приходят к выводу, что девушку необходимо убить. В негромких спектаклях Левинского все артисты обычно заметны, так и здесь: успеваешь разглядеть каждого персонажа — от сомневающегося принца Филиппа (Арсений Ковальский) и его родителей (изящная работа Геннадия Храпункова и Дарьи Белоусовой) до последнего из его дружков.

Убийство для душ палачей не проходит бесследно — именно об этом обычно твердит нам искусство. Левинский ставит жесткий финал, впрочем, продиктованный пьесой. После смерти Ивонны, случившейся так легко, будто само пространство давно к этому готово, занавес дают мгновенно. Никаких сожалений. Сильные, мимоходом уничтожая слабых, и не думают оглянуться.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100