In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Павел Подкладов
«Газета «Культура»», 2.08.2006

Ольга Левитина: «Дело актера — быть хорошим инструментом»

Театр вошел в плоть и кровь этой девушки с пеленок (а может быть, даже раньше). Ее «угораздило» родиться в семье талантливого режиссера Михаила Левитина и одной из лучших актрис России Ольги Остроумовой. Так что «отвертеться» от этой стези она не могла просто по определению. Казалось, что судьба одарила Ольгу не только талантом и красотой, но и удачей. Судите сами: уже на втором курсе поработать с самим Петром Фоменко, потом получить от него приглашение в театр и сыграть там несколько первоклассных ролей — это ли не редкое везение! Между тем девочка оказалась своенравной: она решила уйти из одного из лучших театров России — Мастерской Петра Фоменко — и пришла в «Эрмитаж». Но тем, кто успел полюбить актрису Ольгу ЛЕВИТИНУ, не пришлось долго изумляться этому поступку. Ее роли в «Эрмитаже» подтвердили, что Ольга — актриса редкой силы и глубины, которая может сыграть практически все: от высокой трагедии до фарса, от Достоевского до Жванецкого. В ее репертуаре — несчастная Эрендира, мучимая своей бабкой, и молчаливая обреченная Ивонна в пьесе Гомбровича, скрюченная старуха одесситка и взбалмошная и мстительная Идалия Полетика — одна из виновниц гибели Пушкина. Перечень удивительных и даже мистических перевоплощений Ольги можно было бы продолжить. Острые, яркие, «перченые» сценические краски, без сомнения, ей самой доставляют огромное наслаждение. Впрочем, это вполне объяснимо: в крови юной актрисы смешались нежность и трепетная душа ее матери и взрывной, почти пушкинский темперамент отца. Плюс ко всему — школа гениального Фоменко.

 — Оля, хотите вы или нет, но отвертеться от вопроса об актерской династии не получится. Наверное, ваши знаменитые родители, знающие, что такое театр, старались оградить дочь от этой «заразы»?

 — Думаю, они не очень хотели видеть меня актрисой. Но не махали руками и не говорили: «Оборони Господь!» Они надеялись, что я стану переводчиком. Я старалась, учила язык, даже съездила на год в Америку и теперь английский знаю… нормально.

 — То есть, если позовут сниматься в Голливуд, проблем не будет?

 — Ну еще немного поупражняюсь, акцент все же есть.

 — Однако вы все же оказались ребенком самостоятельным и вместо Иняза поступили в ГИТИС?

 — Да, там экзамены были раньше, чем во всех других вузах, и в Иняз поступать уже не пришлось. Кстати, то, что я поступила на курс Петра Наумовича Фоменко, полностью искупило в глазах родителей мою «вину» за измену Инязу.

 — Вы ведь очень рано столкнулись в работе с Петром Наумовичем?

 — Да, мне удивительно повезло. У нас был актерско-режиссерский курс. Петр Наумович решил преподать нашим молодым режиссерам азы профессии на практике и уже на втором курсе поставил для них чеховскую «Свадьбу». Я училась в актерской группе, но мне повезло, что среди режиссеров не хватило женщин и на роль невесты Фоменко взял меня.

 — Не было ли после ГИТИСа дилеммы: куда идти — в «Эрмитаж» или в Мастерскую?

 — У меня был комплекс: я боялась оказаться под крылышком папы. Поэтому была счастлива, когда Петр Наумович после окончания института взял меня к себе. Это была большая честь для меня, потому что, несмотря на то, что мы все обожали Петра Наумовича и чувствовали его взаимное расположение, никто не был уверен, что его возьмут в Мастерскую. Первый опыт работы с Петром Наумовичем был очень поучительным. Он меня «расслабил» и научил смелости. Я с детства была влюблена в папину режиссуру, а в ГИТИСе влюбилась в режиссуру Петра Наумовича. Мне кажется, что они одинаково мыслят. Они понимают и обожают друг друга.

 — Критики очень хвалили вас в «Свадьбе».

 — Это все Петр Наумович задумал: у него получился настоящий балет. Я всю роль играла на пуантах. Фоменко мне сделал огромную грудь: моя невеста прыгала, носилась и ко всему прочему хотела всех примирить.

 — Как оценил ваши первые успехи Михаил Захарович?

 — Когда я после «Свадьбы» подошла к папе и спросила, не разочарован ли он мной, ответ был такой: «Я тобою горд».

 — Такое, наверное, бывает нечасто? Михаил Захарович, как мне показалось, — человек очень жесткий и принципиальный.

 — Да, он никогда не покривит душой, даже если замешаны родственные связи. Бывает, что он меня ругает.

 — Ну, думаю, за Купавину в «Волках и овцах» в Мастерской Фоменко он вас не ругал?

 — Извините, что хвастаюсь, но он сказал: «Я тобой очарован».

 — А мама критикует вас?

 — Иногда делает замечания. Нет, скорее — дает советы. Она, несмотря на свою мягкость, может быть жесткой и строгой. Справедливость для нее — превыше всего.

 — Вы, пожалуй, единственная, кто ушел от Мастера по собственной воле. Я задавал прямой вопрос Михаилу Захаровичу: «Переманили дочь?» Он ответил: «Нет, сама пришла». Давайте как на духу: как же все произошло?

 — На самом деле все было очень просто. В Театре «Эрмитаж» забеременела актриса, и папа попросил меня ввестись на ее роль. Таким образом я проникла в творческий коллектив театра, еще работая в Мастерской. Потом произошло еще одно событие: актриса, игравшая главную роль в спектакле «Нищий, или Смерть Занда», уехала в Испанию. И после того, как папа увидел меня в «Волках и овцах», он предложил мне сыграть эту роль. Я согласилась. При этом вовсе не собиралась уходить от Петра Наумовича. Но потом поняла, что работу у таких огромных режиссеров невозможно совмещать. Надо «отдаваться» полностью кому-то одному. К тому же было сложно физически: и Петр Наумович с трудом терпел мои отлучки, и в «Эрмитаже» из-за меня срывались спектакли.

 — Театральный народ поговаривал: дескать, у Левитиной в Мастерской перспектив не было, там — четыре роскошные актрисы, которые определяют все в этом театре. И что таких ролей, как в «Эрмитаже», у Фоменко ей никогда бы не получить.

 — Я никогда не чувствовала себя обделенной в Мастерской. У Петра Наумовича ролей всегда хватает на всех, он не берет в театр «балласт». Я ему бесконечно благодарна за то, что сыграла там.

 — Как думаете: у него сейчас нет чувства ревности?

 — Думаю, нет. Он ходит на все мои спектакли: хвалит, критикует. Я продолжаю оставаться его ученицей. И конечно, — Михаила Захаровича. Все же - пять лет уже в его театре! Повторяю: они похожи. У обоих — совершенно небытовой, острейший театр. Оба любят вытащить из человека что-то такое… необыкновенное. Оба они — неуемные, очень темпераментные. Они потрясающе ведут репетиции, ни один актер не в состоянии повторить то, как они показывают.

 — Как приняли вас актеры «Эрмитажа»? Не считают ли они вас «папенькиной дочкой»?

 — Никогда не замечала этого, поверьте! Я пришла к этой труппе с открытой душой. Я их всех очень любила, и мне казалось, что они приняли меня очень дружелюбно. Мало того, у них даже была присказка: «Он меня сегодня ругал, почти как Олю».

 — Как вы думаете, что отличает театр Михаила Левитина от многих других?

 — Он тяготеет к очень хорошей и даже великой литературе, никогда не возьмет ширпотреб. Он всегда старается выявить то, что написано у автора, проникнуть в его суть. Ничего лишнего, ничего от себя! Я абсолютно не согласна с тем, что он «переворачивает произведение с ног на голову», как иногда говорят. Может быть, иногда что-то недоделывают актеры. Ведь когда не выполняешь такую сложнейшую задачу, зритель может чего-то не понять.

 — «Эрмитаж» — не из тех театров, которые называют аншлаговыми, суперпопулярными. Такими, как Мастерская Фоменко. Как вы думаете, в чем причина?

 — Думаю, что причина — не в творчестве. Дело в том, что до последнего времени в нашем театре никто толком не занимался административными проблемами. Даже билеты никто не распространял. Сейчас все налаживается, слава богу, зритель есть. И думаю, для людей, искренне любящих театр, наши спектакли очень интересны. Но, конечно, не для тех, которые смотрят смехопанорамы. А если говорить о Фоменко, то в свое время он тоже был не признан. Хотя, как говорит папа, спектакли были просто гениальные.

 — Наверное, работать с отцом гораздо труднее, чем с любым иным режиссером. А ему, в свою очередь, сложнее с дочерью, чем с другими актерами?

 — Мне несложно с ним работать, потому что, когда мы работаем, для нас нет таких понятий, как отец и дочь. За исключением тех «дочерних» черт моего характера, которые он использует для работы. А во время работы он для меня Михаил Захарович. Это — чистая правда, я отношусь к нему в эту минуту отстраненно, как к замечательному режиссеру. А он ко мне — как к актрисе, которая может выполнить какие-то его задания. Я иногда и в обычной жизни называю его по имени-отчеству.

 — Как он разглядел в вас таких маргинальных персонажей, как в спектаклях «Леокадия и десять бесстыдных сцен», «Изверг» или «Уроки русского»? Он это «вытащил» из вас или вам пришлось себя изрядно «ломать»?

 — В «Леокадии» — это как раз та роль, где я стала подменять актрису. И наверное, она «не моя». А роль в «Уроках русского» я очень люблю. Там персонажи рождались из одесских текстов. У меня получилась такая…«скособоченная» старуха. А пьесу «Изверг» папа написал специально для меня. Говорит, что сидел дома и думал, почему это его дочь все время играет только положительных персонажей! И решил, что надо написать для меня хорошую отрицательную роль.

 — Наверное, сыграть такую судьбу, как у Полетики, не пережив хотя бы частичку подобного, очень сложно? Или здесь важна прежде всего актерская фантазия?

 — Мне помогла сыграть эту роль прежде всего огромная любовь к Пушкину, которая была еще с детства. А с другой стороны, я понимала этот характер: мне знакомы жуткие и смешные его проявления. И папа, наверное, подметил их и в моем характере, когда писал пьесу. Но сначала мне было трудно, потому что я понимала ее глубокую отрицательность: это — женщина, которая творит зло. Мало того, она никогда не раскаивается в этом. И сначала я немного «пережимала», выносила на сцену свое отношение к этой страшной женщине. Пришел Петр Наумович и сказал: «С леди Макбет все в порядке. Теперь надо найти моменты, где она счастлива».

 — Но при всей ненависти к реальной Идалии Полетике в вашем исполнении ее все же немножечко жалко.

 — Она — страдающий персонаж. В папиной версии она ведь очень любила Пушкина и считала себя его другом. И была поражена, что он поступил с ней как с последней девкой: залез ей под юбку! Была задета женская гордость.

 — Роль Полетики, как и многие другие, богата текстом. А в последней премьере — в «Ивонне, принцессе Бургундской» в постановке Алексея Левинского — текст практически отсутствует. Это интересно: роль без текста?

 — Да, конечно! Я очень благодарна Алексею Александровичу за эту роль. Это — восторг и счастье! Кстати, и Михаил Захарович тоже просто влюблен в этот спектакль. И в мою роль, в частности. Мне вообще невероятно везет на режиссеров: Фоменко, Левитин, Левинский — очень разные художники, но настоящие, имеющие самое непосредственное отношение к этой профессии, к театру. Большие режиссеры делают все сами, а дело актера — их услышать, быть хорошим инструментом.

 — И вы всегда полностью им доверяете?

 — Да, я слепо им доверяю. Иногда, конечно, возникает раздражение. Но только на себя, когда что-то не получается.

 — Не бывает ли так, что после репетиции вы говорите: «Папа, ты был не прав, я хочу сделать иначе!»

 — Никогда! Это невозможно. Наоборот, я говорю: «Папа, извини, что я была такая тупая и не смогла понять, что ты говорил».

 — Бывает ли, что, работая с этими замечательными режиссерами, вы открываете в себе что-то ранее неведомое?

 — Да, конечно! Например, я не предполагала, что могу так долго молчать на сцене. Но благодаря Левинскому обнаружила, что могу. Я ходила на спектакли Алексея Александровича в Театр ОКОЛО, где он играет как актер. И видела, насколько он сконцентрирован, сосредоточен и не позволяет себе отвлекаться от действия во время спектакля. Мне же иногда мешала рассеянность. Я училась у Левинского актерской воле. Ведь как говорит Михаил Захарович: «Главное в профессии актера — это воля»!


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100