In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Наталия Каминская
«Культура», 12.10.2000

Большой стиль Людмилы Максаковой

Она сыграла на сцене Анну Каренину, Коринкину в пьесе «Без вины виноватые», пушкинскую старуху в «Пиковой даме», в кино из последнего — барыню в экранной версии тургеневской «Муму», снятой Юрием Грымовым. Чеховских героинь ей на родной Вахтанговской сцене играть не довелось, по крайней мере, в обозримом прошлом. Но была киноверсия повести «Дуэль». Фильм назывался «Плохой хороший человек». Максакова играла Надежду Федоровну в замечательной компании с О. Далем, В. Высоцким, А. Папановым. И была, без преувеличения, ее центром. Растолковывать зрителям степени обаяния и таланта этой уникальной актрисы — пустое занятие. Кто ее один раз увидел, уже не забудет. Разложить этот феномен на составляющие — непременно заблудишься и запутаешься. Как и большинство вахтанговцев, Людмила Максакова прожила на сцене свою «Принцессу Турандот», в звездное для пьесы время и в звездной команде. Турандот играла Юлия Борисова, а Максакова — Адельму. Но загадки, которые эта актриса загадывает режиссерам, едва ли не труднее тех, что коварная принцесса предлагала принцу Калафу. Беда, однако, в том, что режиссеры по большинству не стремятся их отгадывать. Неужто это занятие так же опасно, как в пьесе Карло Гоцци? Когда думаешь о чеховской драматургии, будто написанной для самых хороших актеров, представляешь Максакову и Раневской, и Шарлоттой одновременно. Раневской она сообщила бы «породу» и иронию. Шарлотте… Да она такую бы сыграла трагическую клоунессу, о какой можно только мечтать. Вот и мечтаю. Вижу ее неподражаемой Гурмыжской в «Лесе» (правда, желательно, чтобы вслед за «Без вины виноватыми» и за эту неслабую пьесу Островского взялся режиссер Петр Фоменко). Буйная фантазия уводит далеко. Роберт Стуруа мог бы поставить на нее шекспировского «Макбета». Кто-нибудь подумал бы на досуге о «Театре» Сомерсета Моэма с его главной героиней Джулией Ламберт? Или о текстах Фицджеральда Скотта? Или о Достоевском, Теннесси Уильямсе, Аристофане, Софокле?.. Право слово, у Театра им. Вахтангова слишком уж «щедрая душа», если такая актриса занята сегодня всего лишь в четырех спектаклях, в то время как на полках пылится столько замечательных книг. 
Максакова очень красива — важное для актрисы обстоятельство. Но, думаю, гораздо привлекательнее ее хулиганская готовность быть на сцене некрасивой, смешной, эксцентричной. Это — знак большой актрисы, это — параметры незаурядной личности, умной, смелой, безоглядной.
Там, где от актрисы требовалось красиво страдать (по преимуществу в кино), ее острая театральность откладывалась до подходящего случая. Страдающие героини Максаковой, будь то современная Надя из громкого фильма 70-х годов «Неподсуден» или классическая Надежда Федоровна («Плохой хороший человек»), были безукоризненно убедительны. Но и тогда при более внимательном взгляде казалось, что это амплуа — лишь один, да и не самый выигрышный вариант проявления ее уникального артистизма.
Азарт, озорство, мощное лицедейское начало — для меня лично более дороги именно эти ее свойства. Бывают актеры красивые, грамотные, психологически достоверные. Бывают — странные, в которых самой природой заложены драгоценные для искусства необычности: в голосе, в облике, в пластике, в характере. Максакова, на мой взгляд, являет собой взрывчатую смесь того и другого. К безупречному канону добавлено восхитительно неправильное «чуть-чуть». Из такой суммы рождаются праздники. Такие материи безошибочно чувствует режиссер Петр Фоменко, именно поэтому Максакова играет у него в «Пиковой даме» роковую старуху: прелестную и одновременно отталкивающую, скорее, смешную, чем зловещую. Если вынести за скобки художественные достоинства грымовской картины «Му-му», то уж барыню — Максакову, с ее неотразимым обаянием стервы, никак забыть невозможно.
Дочь прославленной певицы, эта актриса замечательно поет. Чуть хрипловатым контральто она исполняет в «Пиковой даме» знаменитую арию старой графини — это минуты высокой пародии. Лучшие сцены спектакля «Чудо Святого Антония» — ее дуэты со святым — А. Завьяловым. Она там еще и отменно танцует, и с неподражаемой угловатой грацией отжимает половую тряпку и протирает вахтанговские подмостки. Актриса острой формы. Вахтанговской школы. Все определения точны. И вместе с тем весьма расплывчаты. Если и сохранилась по сей день эта «школа», то она не в умении просто петь и двигаться. А в редком свойстве быть при этом психологически достоверной. Максакова могла бы играть не только шекспировскую леди Макбет, но и лесковскую, ту, которая живет в Мценском уезде. При всем своем изысканном «западном» шарме она — глубоко русская актриса, умеющая передать и душевные бездны, и нескладную маету нашей жизни, способная и «коня на скаку остановить», и на рельсы лечь.
Последнее время ее часто приглашают в составы жюри престижных театральных премий. В сезоне 1998/99 года она работала на «Золотой маске». Только что решала, кому вручить премию им. К. С. Станиславского. Лицо и имя Максаковой делают имидж любому высокому собранию, журналисты на каждой церемонии расхватывают ее на интервью, что неудивительно: ее комментарии, к счастью, столь же привлекательны, сколь и ее внешность. Но представительство Максаковой в любом жюри — менее всего роль «свадебной генеральши» (эх, каких чудесных генеральш из отечественной классики могла бы она сыграть!). Максакова — редкостно добросовестный и вдумчивый зритель. Она, представьте, часто ходит на премьеры в другие театры и смотрит на своих коллег.
 — Людмила Васильевна, зачем вы это делаете?
 — Люблю. Понимаешь, люблю я театр. Не буду смотреть на других, стану заскорузлой. Что может быть хуже?
На «Черного монаха» в МТЮЗ она пришла еще и для того, чтобы посмотреть на своего вахтанговского коллегу С. Маковецкого. Во время поклонов бросила ему огромный букет роз. «Премьер» Маковецкий поймал цветы, проследил в зале их траекторию и обрадовался, как ребенок. А на «Город миллионеров» в Ленком зачем пришла? А на другие, сколько-нибудь значимые премьеры зачем тратит свое «эксклюзивное» время? По душевной необходимости. Актерская профессия требует у нее собственных зрительских впечатлений. Опасность нагрузить собственное «я» лишними знаниями ей не грозит. Это «я» слишком сильно и свободно. У Пастернака в «Докторе Живаго» есть замечательная фраза: «У него было дворянское чувство равенства со всем живущим». Очень подходит к Максаковой, к ее широте и непредвзятости, к редкой по нынешним временам профессиональной коллегиальности и цельности мироощущения. Людмила Васильевна — большого стиля женщина. В недобрый час, не приведи Господь, попасться ей на язык. Услышанное будет столь же убийственно, сколь и артистично, как, вероятно, все, что она делает.
 — Снимаюсь у Аллы Суриковой в 10-й серии картины «Игры в балду».
 — Кого играете?
 — Жуткую аферистку.
 — Говорят, Грымов снимает вас в своем новом фильме?
 — Он пока держит это в тайне. Скажу только, что у меня современная роль, а партнер — Будрайтис. 
 — Что в театре?
 — В театре у Арцибашева репетирую интересную роль в пьесе Стива Далагера «Сон».
 — А что в родном, Вахтанговском?
 — В Вахтанговском — тишина.
В этом коротком, состоявшемся на бегу разговоре мы обошлись без комментариев. И теперь, когда у актрисы юбилей, оставлю комментарий за скобками. Лучше похвалю режиссера Сергея Арцибашева за находчивость. А также Аллу Сурикову и Юрия Грымова. Благодаря им можно мечтать небеспочвенно и ждать новых встреч с любимой актрисой.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100