|
Григорий Заславский «Русский журнал», 8.01.2002 Карбаускис во МХАТе«Старосветские помещики» на Новой сценеНовогодняя неделя была богата на театральные события, хотя, казалось бы, Новый год как бы освобождает театральных деятелей от ответственности: всякая премьера кажется необязательным дополнением к новогоднему столу.
С другой стороны, известно, что до сих пор во многих семьях блюдут традиции и 31 декабря вечером идут в театр. Как раз для таких на только что открытой маленькой сцене МХАТа имени Чехова — ее назвали Новой сценой — сыграли премьеру «Старосветских помещиков». Молодой режиссер Миндаугас Карбаускис, вчерашний выпускник Петра Фоменко предложил свое сочинение по повести Гоголя. Сочинение по повести Гоголя — так обозначен в программке жанр часового спектакля. Час десять без антракта — довольно удобно и для актеров и для публики.
Но короткий спектакль, если он окажется простым эскизом на заданную тему, может вызвать разочарование и даже справедливое недовольство публики. На Западе, где немало выходит таких вот часовых и даже пятидесятиминутных представлений, краткость — почти что вынужденная мера, поскольку в пятьдесят-шестьдесят минут постановщики вкладывают столько крайних, пограничных эмоций и событий, что больше часа выдержать и нельзя, просто нервы сдадут…
В «Старосветских помещиках» ни какой особой пограничности, сгущенности чувств или событий нет. Спокойная, тихая жизнь без особых событий, наполненная одною едой, кажется, пустым чревоугодием… «Жизнь скромных владетелей так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении», — эти гоголевские строчки помещены на первой странице программки, предваряя список действующих лиц и исполнителей.
В новом спектакле Художественного театра Афанасия Ивановича играет Александр Семчев, плотно занятый во мхатовском репертуаре, но более известный пока по рекламе пива. В роли его возлюбленной, его Бавкиды, по сравнению, которое дает сам Николай Васильевич Гоголь, — Полина Медведева. Вокруг них водят хороводы, бесятся, мельтешат девки, молодые актрисы и студентки Школы-студии МХАТ. Они знаменуют собой шумные забавы местной молодежи.
В спектакле Карбаускиса — много совершенно театральных смыслов, внутритеатрального содержания. Скажем, муха, которую эффектно и смешно ловит комнатный мальчик, которого замечательно играет Никита Зверев, актер «Табакерки», напоминает не столько малороссийское лето, сколько — знаменитое лацци с мухой из спектакля Джорджо Стрелера «Арлекино — слуга двух господ», который в прошлом году играли в Москве в рамках Всемирной театральной олимпиады.
Какие-то замечательные и человеческие мгновения (вроде того, как Афанасий Иванович — Семчев, проводивший уже свою Пульхерию Ивановну на покой, отказывается принимать еду из рук Явдохи, смотрит мимо еды куда-то в сторону, как верный пес, готовый бесконечно ждать хозяина и не хочет брать даже любимую пищу из чужих рук) пока теряются в спокойной, умело придуманной театральной игре.
Другие статьи- Полина Медведева. Судьба актрисы свершения и надежды., Жанна Филатова, «Театральная афиша», 02.2007
- И учителя любить умеют, Ольга Галахова, «Независимая газета», 13.11.2006
- Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, «ДЕНЬ за ДНЕМ», 27.01.2006
- Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Живые и мертвая, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- Фокус делать не из чего, Дина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратно, Марина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбище, Александр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную мать, Ольга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 7.07.2003
- Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, «Вечерний клуб», 3.07.2003
- Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, «Культура», 2.07.2003
- Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2003
- Синхронное плавание, «Итоги», 1.07.2003
- Комедия без ошибок, Марина Давыдова, «Известия», 27.06.2003
- Старосветская печаль, Нина Агишева, «Московские новости», 5.02.2002
- Старосветские помещики, Елена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, «Русский курьер»
- Полина Медведева в эфире радиокомпании «Маяк» (2.10.2000)
Другие статьи: 1 | 2 |