In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Борис Войцеховский
«Мослента», 26.06.2017

«Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»

Все один к одному: 13 июля Петру Наумовичу Фоменко могло бы исполниться 85 лет, 17 июля в «Мастерской Петра Фоменко» актеры из уже третьей по счету стажерской группы устроят предпремьерный показ спектакля «Проклятый Север». А нынче, накануне всех этих событий, МОСЛЕНТА поговорила со всеми семью стажерами-новобранцами «Мастерской», чтобы узнать, что они думают о свои амбициях, актерской ненормальности, театральной пошлости и многом другом.

ДЕНИС АВРАМОВ

Начало

Я родился в Симферополе и с пяти лет был увлечен футболом, причем профессионально: поступил на факультет физического воспитания и спорта, хотел продолжать карьеру футболиста, играл в команде «Таврия 2». Но все это мне пришлось бросить из-за травмы. Жаль, конечно, но с другой стороны, если бы не это, вряд ли бы я увлекся театром.
Закончив с футболом, я поступил в Школу-студию при крымском Русском драматическом театре. Многие, включая семью, считали, что поворот моей судьбы слишком крут и непонятен. Но я просто в какой-то момент понял, что такой азарт, такое чувство наполненности жизни, которые дает спорт, можно получить еще лишь в творчестве. Так, театр заменил мне футбол… Но, знаете, я до сих пор иногда испытываю сильную ностальгию по спорту, поэтому мне тяжело смотреть футбольные матчи.

Петр Фоменко

Петра Наумовича я видел всего один раз в жизни: я еще тогда учился в Щепкинском училище, пришел на дипломный спектакль «Пушкинский дом» по Андрею Битову, который играли студенты Каменьковича в «Мастерской», и так получилось, что Фоменко сел рядом со мной. Я помню, у него были разные носки. И еще он заснул в середине спектакля. Это было очень смешно!

О зрителях

Я думаю, что только от актеров и режиссера зависит, каким будет зритель. Иногда смотришь какой-нибудь спектакль, слышишь звучащие в нем пошлейшие шутки и недоумеваешь, почему публика смеется. А потом недоумеваешь, почему на хорошем серьезнейшем спектакле зритель спит. Да, понятно, что многие приходят в театр развлечься и отдохнуть, но нам самим нужно все время поднимать планку, самим тянуться и тянуть людей к чему-то высшему, чтобы каждый человек уходил после спектакля немножко другим. 

О спектаклях

Мне нравится, что все спектакли с моим участием разные. Я играю в «Волемире» — спектакле по пьесе гениального русского писателя Фридриха Горенштейна. Играю в «Испанцах в Дании», в «Капитане Фракассе»… Более того, скоро у меня появится, можно сказать, «свой» спектакль – «Проклятый Север» по рассказам Юрия Казакова. Этот спектакль мы задумали вместе с Полиной Айрапетовой, она же стала его режиссером. Почему не я? В отличие от Полины, я не могу справляться с актерами: я начинаю на них злиться, а их нужно любить.

Об амбициях

У меня это из спорта: мне очень важно выиграть. В детстве, когда мне не удавалось победить, я плакал и топал ногами, да и сейчас, когда понимаю, что у меня что-то не получается, сильно расстраиваюсь. Я борюсь с этим, потому что амбиции мешают работе, не давая собраться и просто делать свое дело.

Об отличиях

«В театре людям совершенно нормальным, холодным и рациональным делать нечего. Театр в этом смысле дом не вполне правильных или ординарных людей», — говорил Петр Наумович. И я с ним совершенно согласен. Мне кажется, что, по крайней мере в нашей «Мастерской», нормальных попросту нет. Все немного чудики, каждый заражен какой-то своей идеей, у каждого свое понимание театра. Актеры могут часами спорить о том, с какой стороны выйти на сцену… Но все мы знаем, что рождается в спорах.

ПОЛИНА АЙРАПЕТОВА

Начало

У меня был довольно долгий путь к театру. Я мечтала о нем с детства, но мне казалось, что это какая-то недостижимая мечта, о которой даже не стоит думать. Вот я и жила другой жизнью, занималась музыкой, закончила училище при Консерватории по классу фортепиано, хотя понимала, что я не пианист, потому что вполне могу прожить и без инструмента, да и вообще мне не нравилось это затворничество, когда ты с фортепиано один на один. Мне хотелось быть с людьми, что-то вместе с ними делать.
Я занялась вокалом, но поступить в Консерваторию не получалось, и тогда у меня совсем опустились руки. Я работала педагогом по фортепиано, официанткой, няней. Потом начала получать образование психолога и тут-то и стала как следует копаться в себе, чтобы разобраться, что же я вообще хочу. Тогда я и поняла, что с детства тяготею к театру. Мне казалось: вот там-то люди живут!

О дрожи

Я обожаю репетировать! Для меня самое любимое время, это когда берется новый материал, и ты начинаешь в нем копаться, разбираться, когда в текстах находятся вторые и третьи слои, когда впервые разминаешь сцену с партнером, еще не зная, как это будет в результате. Это даже приятнее, чем сам выход на сцену. Это прямо… до дрожи! Потому что не в любом уже сделанном спектакле возможно искать что-то новое, что-то менять. А каждый раз играть как в первый очень сложно и редко получается, и значит, есть опасность превращения игры в рутину, в работу, тогда как репетиция – это всегда живой процесс.

О театре

Я ходила в этот театр с детства, но Петра Наумовича видела всего один раз – в зрительном зале на спектакле «Три сестры». Но старшее поколение актеров, все цеха и службы, столько рассказывают нам, стажерам, о нем. Весь театр объединяет огромная любовь к нему, каждый хочет заочно нас с Петром Наумовичем познакомить.

О режиссуре

Я никогда не думала заниматься режиссурой. Но в нашем театре есть уникальная возможность делать что-то «свое». Я стала искать материал, который объединил бы нашу стажерскую группу, и тут Денис Аврамов предложил мне сделать работу по рассказам Юрия Казакова. Я тоже очень люблю этого автора и сразу согласилась. Конечно, это наша общая работа, и сочиняли мы ее вместе.

О пошлости

Театральная пошлость – это, в первую очередь, заигрывание с залом, то есть когда актер начинает специально смешить, пугать, кокетничать со зрителем. В этой ситуации он тут же опускается до уровня шоумена, единственная цель которого – развлечь.
А еще пошлость – устраивать на сцене протесты ради протестов. Да, когда это только стало появляться, в этом, наверное, был какой-то смысл: нужно было разрушить всю эту традиционность, закостенелость, шокировать зрителей голыми людьми, например, или матом.
Когда-то это производило эффект. Но сейчас подобное давно перестало быть новостью. Это никого не удивляет, не заставляет о чем-то задуматься. Ну, еще одни голые, ну, еще некоторое количество чернухи и разговоров, что, мол, мы тут против всех… Зачем?! Это уже не бунт, а довольно скучная обыденность.

МАРИЯ БОЛЬШОВА

Начало

Я – закулисный ребенок, родившийся в семье актеров: мои мама и папа играют в «Сатириконе». Но лет до 16-ти я и не думала, что пойду по их стопам. Почему? У меня всегда было ощущение, что актеры немножко лучше, чем все остальные люди, я их обожала, восхищалась ими. А потом поняла, что и сама не представляю свою жизнь без театра. Самое страшное было сказать о своем решении родителям. Нет, я знала, что они не будут против. Просто… Ну, это же как нужно было осмелеть, чтобы сказать о своих планах стать актрисой людям, преуспевшим в этой профессии!

О возможностях

У нас очень хороший театр. Мы не просто ждем своего момента – нам дают возможность самостоятельно работать, развиваться, делать что-то свое, как стажерская группа. Так что все получилось даже чуть лучше, чем я ожидала.

О кайфе

Это случается не всегда, но бывает: когда ты выходишь играть спектакль и понимаешь, что зал тебя любит. И ты получаешь эту любовь и можешь вести мысли зрителей в нужном тебе направлении. Пожалуй, сильнее всего я чувствовала это во время игры в «Проклятом Севере», возобновленная постановка которого появится в этом июле.

О тщеславии

Я не просто амбициозна, я тщеславна. Моя философия такова: все, что делается человеком, делается только для него самого, а, значит, это должно приносить удовольствие, радость и удовлетворять самолюбие. Все мои поступки обоснованы именно этим. 
Что же до планов… Мне вполне комфортно в роли актрисы. Вот режиссером я не хотела бы быть, потому что просто не смогла бы. Именно поэтому я искренне восхищаюсь Полиной Айрапетовой. Она моя путеводная звезда, точно знающая, что она хочет и как убедить людей это сделать. Я к этому стремлюсь, но пока ничего этого во мне нет.

О сцене

Любой выход на сцену для меня – шахматная партия. Я понимаю, что у меня есть ходы, которые я должна сделать – в движениях, в эмоциях – и обыграть зрителя: не физически, конечно, но интеллектуально. Именно поэтому я считаю, что мы не должны под зрителя подстраиваться. Другое дело, что мы все равно делаем определенные поправки на нашу аудиторию. Какова она? Скажу так: мне кажется, она близка к той, что ходит в театр «Практика», и совсем не похожа на ту, что ходит во МХАТ Татьяны Дорониной.

О Фоменко

Петра Наумовича я не видела, но я чувствую ту искорку, которую он зажег в более старших актерах «Мастерской» и которую они теперь пытаются передать нам.

АНДРЕЙ МИХХАЛЁВ

Начало

Я вырос в небольшом русском городочке под Таллинном. Родители мои работали в порту, а я… Мне было лет 16, когда я посмотрел спектакль Романа Виктюка «Служанки» и понял, что мне это интересно. Тогда я ничего не предпринял, но позже заинтересовался театром еще сильнее. Это было так несерьезно и прекрасно, что я осознал: вот то, чем я хочу заниматься!
Я собрал группу ребят, и мы стали придумывать разные истории, которые ставили в школе, потом поступил в театральную студию при Русском театре Эстонии, а, окончив ее, приехал поступать в Москву на курс Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.

О петле

Историй о Петре Фоменко в «Мастерской» ходит множество. Кирилл Пирогов, к примеру, любит рассказывать, как однажды он репетировал с Петром Наумовичем «Театральный роман» и стоял на шатающемся стуле, поставленном на шатающийся стол, с петлей на шее. И все переживали, как это опасно, а Фоменко кричал Пирогову: «Не дорожи жизнью, Кирилл!»
Дух Фоменко тут во всем: о нем все время говорят, Петр Наумович – некий недостижимый идеал. О нем с восторгом рассказывают все: и те актеры, с которыми он основал «Мастерскую», и первая группа стажеров, которыми довелось с ним поработать. И мы потихонечку впитываем все это, мне кажется. Хотя сам я, увы, Фоменко ни разу не видел.

О ненормальных

Главный кайф от профессии лично для меня заключается в том, что она позволяет мне быть разным и делать какие-то вещи, которые в обычной жизни я бы себе не позволил. Здесь иногда можно дать выход и темной своей стороне, иногда достать из себя что-то беззащитное, детское. Театр позволяет мне оставаться ребенком, быть странным, непонятным, необычным, ярким, больным, разным. Здесь все такие – слегка ненормальные. И в этом кроется сложность: нам бывает очень тяжело договориться, найти общий язык, потому что все мы очень трудные и странные люди. Но это прекрасно, потому что каждый из этих странных людей невероятно обаятелен.

О подключении

Мне важно чувствовать, чтобы зрители были «подключены» к тому, что происходит на сцене, иначе театр теряет всякий смысл. И тут важно понимать, что из себя представляет аудитория. Мне кажется, например, что основной зритель «Мастерской» – это люди, воспитанные на театре, те, у кого есть вкус и определенный зрительский опыт.
Чтобы смотреть наши постановки, нужно быть хоть немного образованным, иначе их можно до конца и не понять. Почему я так думаю? Да, хотя бы исходя из собственного опыта: когда я впервые пришел в «Мастерскую» в качестве зрителя, я воспринял далеко не все. И не сразу полюбил то, что здесь происходит. 

Об амбициях

Мои амбиции пребывают в состоянии спячки. Я, скорее, рассматриваю сейчас то, что происходит в моей жизни, как накапливание опыта. Я созерцатель, который присматривается к каждому спектаклю, чтобы после с накопленным опытом взяться за воплощение собственных идей.

ПАВЕЛ ЯКОВЛЕВ

Начало

Я всю жизнь не знал, чем буду заниматься. В школе учился неплохо… В институт подавал документы сначала на международные отношения, потом забрал документы и пошел получать техническое образование, затем – историческое. И все это – в течение одного года! Впрочем, и с исторического факультета я тоже ушел.
И тут передо мной встала проблема армии. Надо было срочно определяться, чем заниматься дальше, мама посоветовала идти поступать в медицинский… Здесь я познакомился с Толей Анциферовым, с которым мы сочинили небольшой спектакль по произведениям Маяковского. А параллельно искали подработку, и так получилось, что устроились буфетчиками в «Мастерскую Петра Фоменко». «Вирус театра заразил и буфет», – сказал о нас как-то Петр Наумович.  Но это было многим позже, а вначале в медучилище, чтобы посмотреть наш самодеятельный спектакль, пришел директор «Мастерской» Андрей Михайлович Воробьев, который и предложил: «А давайте покажем его Фоменко!» Все произошло, как в сказке! Четыре месяца мы готовили эту постановку и 23 апреля 2010 года показали ее Петру Наумовичу. После этого он разговаривал с нами два с половиной часа и в финале посоветовал поступать в театральный вуз. Мы поступили в Щукинское училище на курс Владимира Владимировича Иванова.

О Фоменко

Петра Наумовича я видел часто, но подходить к нему всегда было страшновато. Нет, он всегда был очень доброжелателен, но… Я хорошо помню нашу беседу после показа спектакля про Маяковского, и как он говорил, как важно сохранить в себе какой-то внутренний дилетантизм, когда ты не понимаешь, как что-то сделать, но точно знаешь, что ты делаешь, когда у тебя есть желание высказаться на какую-то тему, донести что-то до людей…

О злободневности

Быть злободневным для театра – далеко не самое главное. Точнее так, за злободневностью просто не нужно гнаться, потому что она и так присутствует практически везде, а особенно в классике… Театр должен быть на радость дня. И тогда люди сильнее откликнутся на происходящее на сцене и что-то вынесут для себя со спектакля. Нам со зрителем повезло. Зритель «Мастерской» – думающий, ищущий ответы и пищу для ума.

О счастье

Когда-то давно, я ездил в Крым. Там была двенадцатиметровая скала, с которой ныряли в море местные ребята. Я стоял и стоял на ее краю (в голове крутились вопросы: долетишь ты до воды или ветер ударит тебя о камни?), а потом тоже прыгнул вниз. 
Для меня выход на сцену сравним именно с этим – с прыжком с большой высоты…
Есть и еще кое-что: момент проживания «здесь и сейчас», момент, когда ты вдруг начинаешь видеть все другими глазами, в других красках и испытывать концентрированное счастье, когда ты перестаешь быть самим собой.

О старших

Наши старшие коллеги по «Мастерской» многому нас научили, да и мы стараемся многое у них брать – причем, я имею в виду даже не какие-то технические приемы, а нечто более важное: например, понимание того, о чем тот или иной спектакль. Нам много помогает Кирилл Пирогов, Галина Борисовна Тюнина, Михаил Крылов. Мне кажется, что, благодаря им у нас даже меняется резус фактора с отрицательного на положительный. Они помогают нам по-другому взглянуть на жизнь – более оптимистично, что ли. Театр – это люди. У нас прекрасные люди. Они же хранят здесь и дух Петра Наумовича – он здесь, с нами…

АНАТОЛИЙ АНЦИФЕРОВ

Начало Вместе с Павлом Яковлевым я учился на фельдшера скорой медицинской помощи в училище имени Клары Цеткин. Мама моя – учительница литературы, отчим – учитель истории, отец – краснодеревщик, и так получилось, что в какой-то момент вся моя семья попала в очень тяжелое финансовое положение. 
Чтобы хоть немного заработать, я устроился буфетчиком в «Мастерскую», а чуть позже привел сюда и Павлика. Ну, а все остальное он уже сам вам рассказал… Добавлю лишь еще одну историю, связанную с тем спектаклем про Маяковского. Итак, он начинается, я стою и жутко нервничаю, и тут кто-то открывает дверь на улицу, ветер вышибает дверь в зал, я выбегаю и начинаю орать матом, мол, б…, у нас спектакль, какого х… вы тут ходите! И тут вижу, что это к нам Петр Наумович приехал. Он начал сразу извиняться шепотом, перекрестил меня и пожелал удачи. Я это навсегда запомнил. 

О детстве

Быть актером в «Мастерской» значит сохранить свое детство. Это здорово, потому что я, кажется, в детстве все же не наигрался. Хотя, конечно, есть и сложности: я вот все еще не могу избавиться от какого-то внутреннего зажима. Может, это потому, что я чувствую лежащую на мне ответственность? В институте-то как? Там ты учишься, а значит, имеешь право на ошибку. А в театре надо отвечать уже за каждый свой выход на сцену. Именно поэтому мне каждый раз страшно на нее выходить – для меня это по уровню эмоций практически как бейсджампинг. Но в этом кроется и огромное удовольствие. 

О возрасте

По идее, я должен был бы чувствовать себя старше многих ребят из стажерской группы «Мастерской»: медицинский, армия. .. много чего за плечами. Но чаще мне наоборот кажется, что это они старше меня. Почему? Наверное, потому что я куда меньше их приспособлен к жизни, да и вообще чувствую себя лет на 16.

О театре

У нас тут одна большая семья, в которой нам, младшим, многие помогают: и Галина Борисовна Тюнина, и Полина Павловна Кутепова. Кирилл Альфредович Пирогов вообще с нами спектакль сделал. Мастерская – это не какой-то академический театр, где на тебя давит холодный мрамор, где целая армия актеров, которые, по-моему, даже не знают друг друга. Здесь все не так, и мне это дико нравится!

АЛЕКСАНДР МИЧКОВ

Начало

То, что я стану актером, было ясно с самого детства, потому что и мама, и папа у меня актеры, а я всегда хотел быть похожим на них… Я учился в школе Сергея Казарновского – с театральным и музыкальным уклоном – откуда, собственно, сразу в театр и попал. Как? Когда мне было 10 лет, ко мне подошел директор и спросил, не хочу ли я играть в «Мастерской Петра Фоменко» Петю Ростова. Я об этом театре не знал вообще ничего, да и «Войну и мир» не читал, но, посоветовавшись с родителями, дал согласие. Это был 2003 год… Мы пришли в кабинет Петра Наумовича, я поиграл на фортепиано, к следующему дню выучил какие-то стихи и вскоре получил приглашение на репетицию. 
Помню, как меня взяла за руку Полина Агуреева, везде провела, со всеми познакомила и – все! Я попал в ту атмосферу, в которую влюбился с первого взгляда. Для меня, 10-летнего, театр стал второй семьей.

О Фоменко

Главное ощущение от Петра Наумовича, наверное, таково: я всегда его боялся. Дело было не в пиетете, просто я смотрел на этого человека, видел, как он репетирует, как делает замечания, какие разборы устраивает, как ругает актеров. Но, знаете, при этом от него одновременно исходила какая-то невероятная любовь и хулиганство.
Когда он делал спектакль с первой стажерской группой, он позвал меня что-то поиграть на фортепиано, всем присутствующим сообщив, что сейчас придет «Александр Васильевич». А мне, этому самому Александру Васильевичу, тогда было лет четырнадцать! Со мной он всегда разговаривал, как со взрослым. Помню, он как-то сказал: «Саша, вы очень серьезен, поэтому, наверное, станете педагогом». Через несколько лет он сказал: «Саша, вы очень серьезен, вы будете режиссером музыкального театра». Но я хотел быть актером! И когда я поделился с Петром Наумовичем, что поступил в ГИТИС, он ответил: «Ну, что же, Саша, теперь вам остается грешить и каяться». Он имел в виду, что теперь мне придется иногда сбегать из института, чтобы играть в спектаклях.

О любви

Это совершенно удивительное ощущение – самое начало спектакля. Когда еще ничего непонятно, когда приходят зрители, и ты начинаешь слушать их, слушать своих партнеров, когда происходит соединение всех в едином моменте. Впрочем, даже Петр Наумович говорил, что в театре все, как в любви, где все в хорошем смысле этого слова флирт, где все должно соединиться, вызвав бурю приятных эмоций. 

О театре

В последние годы «Мастерская» изменилась довольно сильно, но это случилось еще при жизни Петра Наумовича, когда театр получил новое здание. В старом помещении было ощущение, что мы все – будто на маленьком островке, а тут все немного растворились в пространстве, появилось много людей и стало потихоньку вымываться ощущение тесного общения. Но вместо этого приобретаются что-то другое, тоже хорошее.
Впрочем, самое главное, что мы не потеряли свое лицо: мы остаемся семьей! Да, как и в любой семье, брат тут может поссориться с семьей, дети отказаться слушаться маму, но есть то, что всех держит. Что это? Петр Наумович, конечно!

Источник: Мослента


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100