|
Дмитрий Барченков «Posta Magazine», 2.07.2019 Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаРазносторонний режиссер вместе с художниками Вадимом Волей и Ольгой-Марией Тумаковой (команда нескромно нарекла себя Московским королевским театром) представили на сцене Мастерской Петра Фоменко философскую, сатирическую притчу, изящно завернутую в бродвейский мюзикл.
Кинокритик Дмитрий Барченков — об иронии авторов, поющих совах и связи спектакля как с классикой хоррора, так и с новым фильмом Джима Джармуша.
В постановке Театра мюзикла «Все о Золушке», осуществленной той же командой, есть крайне оптимистичная ария про веру в мечту и прекрасное. Все бы ничего, если бы не исполнял ее «подкаблучный» и несчастный отец главной героини. Такой же иронией полон и эксперимент Олега Глушкова «Гипнос» в Театре «Практика», разрушающий многие законы сценического действия и тем самым откровенно смеющийся над ними. В этом приеме можно обнаружить не только одну из основных черт метода Глушкова – видеть в смешном грустное, а в страшном – веселое, но и связь его творчества с жанром черной комедии. К ней (теперь уже напрямую) режиссер обращается в своей новой работе. Известный сочинитель историй Чарльз Адамс, прототипом которого стал придумавший знаменитую «Семейку Аддамс» художник-карикатурист, на днях скоропостижно скончался. Местный ортодоксальный священник Падре Кшиштоф (Анатолий Горячев) на пару со своим учеником Франтишеком едут неугодного церкви фантазера отпевать. Там их ждет встреча с лукавой вдовой писателя Аделаидой (Полина Айрапетова) и неожиданно нагрянувшей его дочерью от первого брака Луизой. Повествователями в этой истории окажутся четыре яркие совы, которые то и дело начинают запевать о горькой доле живущих на Земле.
Свое авторское высказывание о работе ума художника-сюрреалиста (конечно же, в широком смысле слова) Глушков с коллегами облекают в форму черно-белого фильма, одновременно опирающегося и, к примеру, на классический хоррор Фридриха Мурнау «Носферату, симфония ужаса», и на более поздние черные комедии – ту же «Семейку Аддамс» Барри Зонненфельда или какое-нибудь (подставить нужное) из творений Тима Бертона. Так, семья повешенных из второй части спектакля в основном отчетливо напоминают Аддамсов, а их дед Петер (Андрей Миххалев) – классического Дракулу. Но любопытно то, что, несмотря на черно-белую эстетику (почти все происходящее обесцвечено с помощью специального грима), постановка оказывается скорее созвучной работам Тайки Вайтити и конкретно его «Что мы делаем в тени» (в российском прокате – «Реальные упыри») с их постиронией и схожим коктейлем ужасного и смешного. Там документалисты-любители в течение некоторого времени наблюдали за группой вечноживущих и не всегда здравомыслящих вампиров.
Но вместе с тем создатели спектакля стремятся вести разговор о вещах более проблемных и сложных. Начиная едкой антирелигиозной и «противополицейской» сатирой, на которую отлично работает выбранная ими форма, и заканчивая философской притчей о поиске смысла жизни и роли некого Высшего разума в судьбе каждого, режиссер и художники еще раз напоминают, что мир стремительно движется не в ту сторону. Этим и еще целым рядом постмодернистских находок (отношение персонажей к их создателю, ворох умело разбросанных литературных цитат или абсурдистские летающие тарелки) «Завещание Чарльза Адамса» отчетливо перекликается с новой картиной Джима Джармуша «Мертвые не умирают», основную идею которой можно уместить во фразе «Живые не живут». Но такое созвучие – событие скорее случайное, и тем самым еще больше пугающее своей актуальностью.
Формально же постановка не забывает быть чуть ли не совершенным музыкальным спектаклем. Песни запоминаются, диалоги то и дело заставляют смеяться, а происходящее на сцене технически выверено настолько, что порой думается о возможности конкуренции «Адамса» с масштабными бродвейскими мюзиклами, даже учитывая любимые Глушковым не вписывающиеся в сюжет элементы: в «Гипносе» им был довольно вульгарный обед со зрителями, а здесь, наверное, призванный сорвать овации шотландский танцевальный опус. Все же «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» – безусловно, одно из самых важных событий уходящего сезона, но продолжится ли тенденция осенью – пока неясно. «Синяя синяя птица» Театра Наций, например, проверку временем проходит не очень успешно, но у нового спектакля, ввиду его разнонаправленности, есть все шансы стать непреходящим хитом Мастерской Петра Фоменко.
Источник: Posta Magazine
Другие статьи- Рождение трагедии из духа репетиций, Елена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Комедия о трагедии, Анна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича Фоменко, Ирина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Премьерный пасьянс, Елена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Чисто шотландские убийства, Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Страшно-красиво-смешно, Лариса Каневская, «Мнение», 7.07.2019
- Дикие и симпатичные, Виктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега Глушкова, Дмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Король Лир, да здравствует король!, Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Трагедия наследия, Людмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцы, Лариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королю, Виктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?, Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира», Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерах, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего», Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- Службу доставки заказывали?, Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- Тупо, например, Владимир Борисов, «Известия», 29.04.2018
- Во власти абсурда, Анна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Ироничный спектакль со множеством вопросов, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 25.04.2018
- Мы будем у вас в течение часа, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 13.04.2018
- Кто стучится в дверь ко мне?, Михаил Визель, «Год литературы», 3.04.2018
- Фоменки спели песнь про Север дальний, Дарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую руку, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Северный реквием, Марина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…, Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на Кутузовском, Светлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской», Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поют, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- Во всех подробностях, Лариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовь, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен Наполеона, Светлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
Другие статьи: 1 | 2 |