|
Алена Данилова «Ваш досуг», 20.03.2010 «Рыжий»: back to the USSRСвежее поколение актеров Мастерской Петра Фоменко выпустило музыкальный спектакль по стихотворениям Бориса Рыжего, талантливого поэта с трагической судьбой.В Мастерской Петра Фоменко молодой актер и режиссер Юрий Буторин и Евгений Каменькович вместе с «new фоменками» поставили пронзительный спектакль по пронзительной поэзии Бориса Рыжего. Несмотря на связанную с молодостью безвестность большинства участников постановки, она обещает занять первое место в «черном» списке московских спектаклей, на которые — не попасть и не достать.
Борис Рыжий — поэт, которого называют едва ли не лучшим в своем поколении, тем не менее, вполне незнаком большинству зрителей. Он покончил с собой в возрасте 26-ти лет, оставив стихотворения, невероятной красоты и чистоты, в которых оказались запечатлены не слишком золотые 80-ые, задворки Свердловска, их обитатели, менты и кенты, заборы, похороны, гипсовые пионеры, подъезды с перегоревшими лампочками и много чего еще, включая самого Рыжего — гениального свердловского парня со шрамом на щеке, похожим на след от слезы.
В спектакле «Рыжий» все это поэтическое наследие оказалось заключено в безупречную театральную и к тому же еще музыкальную форму. Сергей Никитин положил стихи на музыку, художник Владимир Максимов усадил публику на вращающуюся трибуну — и вот «музыкальное путешествие из Екатеринбурга в Свердловск и обратно без антракта» состоялось.
Зрителей «перевозят» от сцены к сцене, предварительно оповещая об отбытии, предлагая чай и постель. Остановки — различные места действия в непарадном Екатеринбурге 80-х, когда он еще был Свердловском. Тетки на балконе с кружками огурцов на глазах (Моника Санторо и Елена Ворончихина), участковый Лейкин (Дмитрий Смирнов) возле милицейского УАЗика и авторитет Лысов Евгений (Василий Фирсов) у бетонного забора, белый ангел в авиаторских очках на крыше и, конечно, сам поэт Рыжий, единый во многих лицах, на крыше, у забора, в УАЗике, под балконом и на скамейке в парке — поют и декламируют. Вот, в принципе, и все: поэзия, музыка, актеры.
Спектакль мгновенно увлекает своей нежностью и юмором, и ностальгией по хорошо знакомой для поколения 30+ жизни. Несмотря на провинциальный и чуть блатной колорит, она остро узнаваема. Винтаж — в моде, но этот театральный винтаж впервые, пожалуй, соединил идеальную эстетичность с беззастенчивым бытом. Помятая проводница (Наджа Мэр), торговки, алкоголики и психи, люди из очереди на сдачу цветмета — столь же прекрасны, сколь поэтические строки Бориса Рыжего, не стеснявшегося в выражениях.
Этого хватило бы, но в спектакле есть и другой пласт — более трагический и неизбежный, вероятно, учитывая судьбу поэта. Неизбежный теперь и по другой причине. Выпуск «Рыжего» совпал с гибелью Юрия Степанова, замечательного актера, одного из первых «фоменок», составляющих костяк труппы. Светлый смех сквозь слезы всегда был уникальной краской этого театра. Слез стало больше. Света — тоже. И театр, не успев оправиться от самого сильного удара за свою историю, внезапно получил ответ на вопрос, который, не произнесенный, уже некоторое время витал в воздухе — что будет, когда дивные и вечно юные «фоменки» вырастут из своих ролей? Абсолютно точно — будет продолжение.
Другие статьи- Где эта девочка, где этот дом?, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Уроки француженки, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 8.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесе, Елена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Не для всех, Анна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Милый Египет вещей, Галина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- «Россия для меня грубая женщина с богатым внутренним миром», Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- НАДЖА МЭР: Москву я еще совсем не знаю, потому что мы все время работаем, Павел Подкладов, «Культура», 1.09.2011
- Колесо обозрения, Светлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!, Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Разговор об эпохе, Мария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
», Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный Стикс, Алена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSR, Алена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?, «Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского леса, Алена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложился, Дина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главном, Марина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львов, Ольга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского леса, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не знал, Екатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизнь, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
Другие статьи: 1 | 2 |