In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Егошина
«Новые известия», 16.05.2007

Было у Москвы три любовника

В «Табакерке» показали некогда запрещенный роман Андрея Платонова

Спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Рассказ о счастливой Москве» на сцене «Табакерки» — первая инсценировка некогда запрещенного романа Андрея Платонова «Счастливая Москва», увидевшего свет только в 1991 году. Москва — это имя главной героини-детдомовки и мужской мечты. Режиссер выбрал местом действия гардероб, наполнив его ворохами одинаковых серых пальто и стуком номерков.

Режиссера не первый раз привлекают людские типы, которых в нашей жизни больше нет. Не существует таких Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича из «Старосветских помещиков», или ужасной семейки Бандренов из «Как я умирала». Нет больше жителей поместья Войницевки, и дом их заколочен. Нет юных идеалистов, готовящих бомбы на министров и гордо спешащих на казнь. Нет и платоновских комсомольцев и коммунистов, истово решающих жить для всемирного счастья всех людей, которых описывал Платонов в своем романе «Счастливая Москва».

Когда-то Василий Сенин, как и Карбаускис, ученик Фоменко, решал сходную коллизию в своем спектакле «Фро», где главную роль сыграла героиня постановки в «Табакерке» — Ирина Пегова. Там Фро не выдерживала разлуки с мужем, уехавшим строить коммунизм. Герои «Счастливой Москвы» изобретатель Сарториус (Александр Яценко), хирург Самбикин (Дмитрий Куличков), управленец Божко (Алексей Усольцев) колеблются: не отвлечет ли женщина с ласковыми глазами и говорящим именем Москва Ивановна, от великих будней служения человечеству? Актеры «Табакерки» создают своего рода любовный триптих. Где один любит застенчиво и несмело, второй — с самозабвенностью мужчины-эгоиста, а третий растворяется в нежности. Небывалые люди с немыслимой речью из спотыкающихся деепричастий, в кумачовых рубашках и подштанниках вглядываются куда-то вдаль — в поисках неведомого.

Похоже, что какая-то агорафобия (боязнь пространства) заставляет Карбаускиса в каждой следующей постановке все больше сужать пространство игры. В «Дяде Ване» он загораживает гигантскую мхатовскую сцену домом. А в «Счастливой Москве» и без того крошечную сцену «Табакерки» занимает гардероб с уходящими рядами вешалок. Основное действие идет прямо на гардеробной стойке-ограде под аккомпанемент стука номерков и советских шлягеров.

Выигрывая в камерной интимности происходящего, Карбаускис с неизбежностью теряет масштаб событий. Москва в романе, в которую влюбляются все и немедленно, — Женщина-Город-Жизнь. В спектакле это прелестная девушка, с розовой кожей и внутренним сиянием счастья. Метафизическое пространство платоновского романа Карбаускис сжимает до камерного формата «рассказа о». Платонова-мыслителя ограничивает любовной лирикой.

В отличие от своих героев режиссер не стремится «в незнаемое», предъявив в спектакле свои бесспорные, но уже не раз опробованные умения. Может, поэтому в предельно чувственной истории ощутим такой холодок? Режиссер, в сущности, ушел от главной коллизии платоновской прозы. Стремящиеся охватить весь земной шар, герои Платонова успокаиваются в тесном пространстве семейной жизни с нелюбимыми людьми. Мечта о всеобщем счастье оборачивается выполнением долга перед одним обиженным человеком. Изобретатель Сарториус успокаивает смятение сердца в семейной жизни со злобной увядшей женщиной и воспитанием чужого сына. Москва Ивановна теряет ногу и приземляется в берлоге опустившегося «вневойсковика» Комягина. Загнанные изначально в пространство между улицей и удивительным местом, куда они стремятся, герои спектакля, пройдя длинный путь, оказываются в начальной точке.

Миндаугаса Карбаускиса давно называют главной надеждой московской сцены. Может, поэтому каждую его работу хочется оценивать не в пределах данного сезона (а здесь она в числе лучших), но в сравнении с теми возможностями, которые предлагает он сам.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100