|
Елена Груева «Московский корреспондент», 06.2007 Страшно, аж жуть?Завершившийся театральный сезон удивлял и удивлял. Претенциозными провалами и неожиданно приятными знакомствами. Административными вывертами и яркими гастролями. Новыми назначениями и уже традиционными фестивалями. Что до столичных ньюсмейкеров, то лучшие режиссеры грозились (и таки разразились) классикой — Шекспир, Бомарше, Гоголь, Гофман? Однако, увы: давно не случалось в Москве такого серо-скучного сезона.
Текущие разочарования, или Антонием по Клеопатре Больше других не повезло Шекспиру. Сначала в «Современнике» с треском провалилась попытка Кирилла Серебренникова актуализировать «Антония и Клеопатру». Режиссера привлекла не история двух любовников, а механизм военной машины, которую каждый запускает в своих целях, а в итоге никто не в силах остановить. Социально активный Серебренников превратил Рим в Москву, Египет — в Беслан и устроил между ними телемост. Исполнители заглавных ролей Чулпан Хаматова и Сергей Шакуров приняли условия игры настолько, что учинили меж собой настоящую схватку: кто кого перефиглярничает. Победителей не оказалось.
Тот же Серебренников с командой замечательных актеров огрубил веселую комедию Бомарше «Женитьба Фигаро» до фельетона о современном менеджере, который сам себя тянул из болота за волосы?. пока не понял, что вся жизнь — болото и есть. Евгений Миронов лихо, холодно и неинтересно играет Фигаро-циника.
Юрий Бутусов выпустил в «Сатириконе» «Короля Лира» — свой самый сумбурный и крикливый спектакль из числа московских. Режиссер предъявил все фирменные приемы собственного стиля в одном флаконе. Впрочем, Константин Райкин сыграл трагедию патриарха, разорившего собственное гнездо, так мощно, что к финалу спектакля начинаешь сострадать его Лиру.
Нина Чусова в Театре имени Моссовета постаралась превратить в балаган сказку Гофмана о Крошке Цахесе. Причем замахнулась-то на политический памфлет, а получился затянутый неумный капустник. Зато очень милый капустник вышел у Владимира Мирзоева из «Тартюфа». Правда, ленкомовский спектакль выглядит по большому счету бессмысленным, зато — обаятельно сыгранным. Особенно хороши Максим Суханов (Тартюф) и Александр Сирин (Оргон).
Русская классика: так победим? В ушедшем сезоне отечественные классики выглядели посолиднее импортных. Московский театрал ждал и дождался новых версий гоголевских «Игроков». У Сергея Женовача в его новой «Студии театрального искусства» получилась добродушная, забавная история о расшалившихся юнцах. Студийцы самозабвенно режутся в картишки, пьют шампанское, заедая икрой, и наслаждаются самим пребыванием на сцене? А вот Алексей Левинский в театре «Около» поставил тех же «Игроков» горько и трезво. Уставшие от игры люди не выпускают из рук крапленых карт, поскольку давно поняли, что в проигравшемся насквозь мире выжить можно, лишь удачно передернув.
Тихая и не привлекшая было внимания премьера пьесы Островского «Женитьба Белугина» в «Табакерке» оказалась приятной неожиданностью. Сергей Пускепалис от души «наддал» купеческого колориту — ирония режиссера придала постановке стиля и помогла актерам живо и искренне разыграть историю любви, обманутого и вновь обретенного доверия.
Главным же событием сезона стал «Рассказ о счастливой Москве» в той же «Табакерке» — инсценировка не самого известного романа Андрея Платонова «Счастливая Москва» сделана режиссером Миндаугасом Карбаускисом. Карбаускис не только переплавил своеобычную прозу в адекватный театральный образ, но и распорядился ею по-своему. У Платонова парашютистка-рекордсменка по имени Москва Честнова мечтает вместить в себя вселенную или наполнить ее собою — и «жить со счастьем». (Правда, готовая осчастливить человечество, девушка не способна составить счастье даже одного частного человека.) У Карбаускиса же Москва — женщина, потерявшая себя в поисках космоса. Ирина Пегова, сыгравшая главную героиню, поначалу словно накалена счастьем, она электризует собою пространство. Но к финалу ее сияние постепенно затухает, а мир без ее электричества становиться скучнее и непригляднее.
Размер имеет значение Как ни странно, платоновский космос уместился в тесном подвале театра Табакова. Сезон вообще сложился своеобразно: на большой сцене как-то не обнаружилось ни одной приличной премьеры. Зато, к примеру, на чердаке Российского молодежного театра никак невозможно пропустить два новых названия: «Гупешка» и «Сказки на всякий случай». Первое — редкий опыт преображения душераздирающе мрачной «новой драмы» Василия Сигарева во вполне человеческую историю. Режиссер Антон Яковлев не захотел сосредоточиться на изображении чудовищных подробностей жизни женщины, запуганной деспотом-мужем и постепенно превратившейся в безмолвную гупешку. Он предпочел, чтобы молодые актеры Рамиля Искандер и Александр Гришин тонко, на легком дыхании (пусть и через трудный, нелепый, запинающийся диалог своих героев) сыграли сюжет возрождения души, откликающейся на сочувствие и любовь.
«Сказки на всякий случай» — упоительная игра фантазии по сказкам Евгения Клюева. Причем неизвестно, кто отдается ей с большим простодушием и радостью: дети или приведшие их в театр родители.
А в крохотном зале театра «Практика» царит совсем другая фантазия. В элегантных клубах умело подсвеченного дыма красивая актриса Полина Агуреева читает монолог маньяка-живоглота, поедающего каждого встречного в больной надежде сожрать однажды самого Бога и таким странным образом «обрести» Его. «Июль» Ивана Вырыпаева оказался жарким и удушливым.
Импортные пытки: ирландский след Одна из странностей прошлого сезона — повальное увлечение московских театров пьесами современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха. В своих страшилках он смачно и подробно описывает мирок провинциального города Линейна, где ненависть пропитала всё настолько, что увесистая затрещина воспринимается как признание в любви. Прочие же чувства выражают обычно с помощью ядов, кипящего масла, тяжелой кочерги и неизменно заряженного ружья. Все персонажи мечтают куда-то сбежать, а бежать некуда.
Похоже, в этом ирландском образе ада театральная Москва почуяла что-то родное. А иначе не видать бы нам ни «Калеку с острова Инишмаан» в постановке Ирины Керученко в Центре Мейерхольда, ни «Королеву красоты» сразу в двух вариантах — режиссера Михаила Бычкова в Театре имени Вахтангова и Константина Райкина в «Сатириконе». (Кстати, Райкин в тех же декорациях поставил еще одну часть Линейнского сериала «Сиротливый Запад».) Между тем вездесущий Серебренников на малой сцене МХТ воспроизводит картину самой ненависти по пьесе того же МакДонаха «Человек-подушка». Историю писателя, чьи мрачные рассказы о страданиях детей стали неожиданно воплощаться в жизнь, режиссер препарирует в ослепительно белом пространстве операционной-пыточной. Кровь здесь льется ведрами, над маленьким мальчиком клацают инструменты для истязаний, девочка разгуливает в терновом венце, а следователи с наслаждением дубасят незадачливого писаку. Словом, ужас пробуждает фантазию, а фантазия порождает новый ужас.
Такой вот круговорот кошмара в природе стал лейтмотивом целого театрального года.
Другие статьи- Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Частный взгляд на театральный сезон, Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.06.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- От Брюллова до пургена, Елена Ямпольская, «Известия», 18.06.2007
- Ирина Пегова: «Я абсолютно нестабильна», Катерина Антонова, 8.06.2007
- Небо в алмазах, Катерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть?, Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помогло, Марина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве», «Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Платоновская проза, Елена Ковальская, «АФИША», 15.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю Москву, Олег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любви, Алена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас, «Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Девушка-электричество, Дина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плоти, Сергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастья, Александра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Ирина Пегова Москва во плоти, Сергей Конаев, «Ваш досуг», 27.04.2007
- Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Попытка счастья, Александра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Ирина Пегова: «Во мне живут два человека», «Psychologies № 10 за 2006 года», 11.2006
- Пять пудов любви, Алла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- «Золотая» Пегова, 09.2005
- Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
, Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!, Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый дух, Олег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ, «Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске», Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарад, Алена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сцену, Роман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Легкое дыхание, Светлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепе, Ирина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня», Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?, Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миновать, Дина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в зал, Ольга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизни, Александр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романс, Алена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожил, Елена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бывает, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разуму, Наталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализацию, Глеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы Парижа, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 |