In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Лариса Каневская
«Мнение», 23.03.2021

Выйти из сумрака

В спектакль «Молли Суини» по пьесе Брайана Фрила погружаешься как в темную мглу, черное беспросветное пространство – так режиссер Иван Поповски вводит зрителей в мир незрячей девушки Молли. Здесь, в «Мастерской Петра Фоменко» каждый сможет оценить собственное восприятие света. Первые минуты спектакля очень важны, и жаль, что часть публики эти драгоценные мгновения в темном зале тратит на то, чтобы напоследок заглянуть в свои светящиеся мобильники (хочется предложить таким «театралам» сдавать свои телефоны в гардероб). Наконец, все затихает, слышится взволнованное дыхание героини и звуки шумной улицы.

На сцене в тонком луче света появляется Молли Суини (Полина Кутепова). С ней и с остальными персонажами городка Бэллибэг мы знакомимся в довольно острый момент их жизни. Все пребывают в смятении. У Молли, потерявшей зрение девяти месяцев отроду и полжизни проведшей в собственном воображаемом мире, решается судьба: доктор Райс (Анатолий Горячев) соглашается «исполнить» операцию на глаза. За его спиной – сотни излеченных от тяжкого недуга людей, а он, по личным обстоятельствам, прозябает в захолустном Бэллибэге. У доктора Райса появляется шанс стать знаменитым. У Молли – возможность вернуться в мир зрячих. У ее мужа Фрэнка (Юрий Буторин) – из банального поводыря слепой превратиться в ее учителя, даже так – Учителя. Все три героя сходятся в едином пространстве, но пребывают в одиночестве. Между ними не возникает разговоров или диалогов, каждый взволнованно рассказывает о себе, и эти монологи прорисовывают характеры и судьбы рассказчиков – так построена пьеса.

Тонкая и трепетная Молли, которую отец в детстве учил распознавать предметы, различать цвета и запахи. Мать Молли бесконечно лечилась в неврологических клиниках, так что отец утешался присутствием в доме послушной и милой девочки, эгоистично не отдав ее в спецшколу для слепых, где Молли могла бы оказаться среди равных и найти друзей. За привычно-оживленной готовностью героини Полины Кутеповой всегда идти навстречу и уступать другим — щемящее одиночество. Молли предстоит решиться на операцию и выйти на свет из привычного сумрака или остаться навсегда в мире незрячих. Вот если б можно было ненадолго выбраться на экскурсию, мечтает Молли, увидеть, как оно там, на самом деле, и снова спрятаться…

Фрэнк Суини (Юрий Буторин) с энтузиазмом изучил все, что написано про зрение. Это он обратился к доктору Райсу. Артист Юрий Буторин очень точно показывает человека нервного, довольно ограниченного и бестолкового, постоянно хватающегося за сумасшедшие проекты – будь то разведение иранских коз или спасение китов. Молли – самый удачный его проект. Сделать предложение слепой девушке, стать для нее всем: другом, помощником, глазами. На фоне ее возможностей, ограниченных физическим недугом, Фрэнк обрел чувство собственной значимости. Он воображает себя крупным специалистом по проблемам зрения. Цитируя научные труды философов и неврологов, Фрэнк предвкушает, как вскоре будет учить жену познавать жизнь заново, а сейчас его просто забавляет, что Молли не в состоянии отличить футбольный мяч от цветка. Доктор Райс (Анатолий Горячев) — трезвомыслящий и циничный человек. Он прекрасно понимает разность миров Молли и Фрэнка, которые никогда бы не сошлись, будь она зрячей. Он понимает, что «увлечение Фрэнка слепотой» скоро закончится, и впереди у супругов — разочарование, но не упускать же редкий шанс – карьерный взлет.

Дух захватывает от мысли о том, что станет с Молли после операции, как изменится ее мир. Это преображение режиссер Иван Поповски воплощает с помощью художников по свету (Владислав Фролов и Степан Синицын), сценографии (Numen и P.O.P.), художников по костюмам и гриму (Олеся Скарына и Анна Мелешко), а также видео Юрия Лебедева.

Изначально мир Молли помещается в черном кубе, внутри которого черная комната с черной мебелью. Этот мир подвижен, а свет призрачен и трепетен. До операции Молли отважно перемещается в привычном пространстве и бесшабашно танцует. Новые формы, яркий свет и новые цвета смущают и опрокидывают ее сознание. Самое большое разочарование приносят любимые голубые незабудки, которые отец сравнивал с цветом ее глаз. Невзрачные цветочки оказались вовсе не так красивы, как она всю жизнь представляла. То, что доставляло Молли в прежней жизни удовольствие – запах цветов, плавание в море, общение с друзьями, перестало быть таковым. Новые инграммы (картинки, образы) не образуются, а старые разрушились.

Доктору осталось печально фиксировать, как успешно исполненная операция теряет значение: «Молли, изгнанная из мира слепых, так и не захотела остаться в мире зрячих…». В этом мире ей некомфортно и тревожно. Так же, как мать, Молли переселяется в неврологическую клинику, где мир заботливо ограничен. Перед ее угасающим взором проходят все, кого она знала. Воображение не подводит, в отличие от зрения. Дождь в финале вполне осязаемо позволяет ей вернуться в счастливое детство, а кто может точно знать, что такое счастье?

Источник: Мнение


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100