|
Елена Дьякова «Новая газета», 12.01.2009 Партизаны Арденнского лесаПетр Фоменко, Юлий Ким в шекспировском вертепеЧто: Премьера пьесы Юлия Кима «Сказка Арденнского леса» Где: «Театр-мастерская Петра Фоменко» Жанр: мистерия Краткое содержание: читайте Шекспира В ролях: Кирилл Пирогов, Иван Поповски, Мария Андреева, Моника Санторо, Дмитрий Рудков
Пришла Двенадцатая ночь с начала Рождества — ихнего, англиканского. И очень удачно совпала с нашим сочельником. «Мастерская Петра Фоменко» начала Святки сущим вертепом. Точнее — балаганом, беснованием, машкерадом: премьерой пьесы Юлия Кима «Сказка Арденнского леса». Ким лихо вспенил комедию Шекспира «Как вам это понравится».
Куда благонравной немочи перевода Щепкиной-Куперник! Гремели тумаки, звенели кошельки, летали ларцы, ботфорты — а во втором акте, почитай, целые боскеты. Братья-герцоги толкались на троне породистыми дерьерами, влюбленные наследницы обвивали тертых искателей Фортуны с питоньей неумолимостью? Начальник стражи, развалясь на трактирной лавке, блистал латным гульфиком, рвал зубами копченую оленину (заметим: до первой звезды) — и хохотал, блестя белыми зубами Ивана Поповски. Шут Оселок стал бродячим актером Билли, закулисным философом школы стоиков. Жак Меланхолик в феерически заломленной черной шляпе явно питал тайную страсть к Розалинде? но декларация прав человека на независимость от корней (читай: цепей) была дороже. И шекспировский Снусмумрик понес свою постылую свободу по дебрям Арденн.
А прочие, натурально, пошли под венец из наспех наломанного боярышника.
Ассистенты Петра Наумовича Фоменко в этой постановке — Елена Невежина и Валюс Тертелис. Костюмы — Марии Даниловой: толчея парчовых и холщовых рубищ, парадных эполет и исподних панталон, колетов, корсетов и клетчатых жилетов, ботфорт и балетных пачек на крошечной Старой сцене «Мастерской» наводит на мысль о ночном карнавале, тайной святочной кадрили оживших портретов в губернском музейчике.
Невинный в своем отвязном веселье, пародийный в буффонадах страстей, но лишенный зоркого, земного сарказма «Волков и овец», точный в каждой ужимке и прыжке, но не претендующий на сверхсмыслы, на социалку какую или на метафизику (не на Святках будь помянута!), — трехчасовой «Арденнский лес» похож на очень талантливый домашний спектакль. На святочное буйство людей отточенной культуры. Вроде действ на Башне Вячеслава Иванова 1900-х. Но где ж они теперь — такие дома?
?А ежели их нет, то где Фоменко берет этих юношей и девиц? С той пластикой, той внутренней точностью чувства (и прямым его следствием, неподдельным благородством жеста и реплики) — какие только в теплицах высокой культуры и зреют.
Откуда у него на сцене эти лица? Всегда молодые. Всякие несколько лет — новые. И ведь целыми оранжереями: хватает на два состава, остается и на малые роли. Даже мальчик-клавесинист, сверкающий очками в углу сцены, — из них, гадких лебедей?
Какая подпольная Поливановская гимназия на Пречистенке (засекреченная с 1918 года, сменившая явки и пароли в 1992-м) все поставляет «Мастерской» свои кадры?
В «Сказке Арденнского леса» замечательно играет Жака Меланхолика Кирилл Пирогов. (И монологи ему Юлий Черсанович Ким написал бенефисные.) С азартом валяет дурака в злодейских буффонадах Стражника Чарли Иван Поповски.
Но Розалинда (даже две: Мария Андреева и француженка Наджа Мэр), Селия (испанка Моника Санторо), умница-шут Билли (Дмитрий Рудков), простодушный рыцарь Орландо (Иван Вакуленко), стервозная фея Феба (Вера Строкова), коварный министр двух господ Лебо (Игорь Войнаровский) — все совсем новые «фоменки».
Особенно хорош Билли — Рудков в диалоге с Жаком — Пироговым. Близкие по амплуа, похожие даже внешне, — актеры разных поколений с оттяжкой честят театр, сидя плечом к плечу, помогая друг другу «держать поле» в зале. Эта сцена и разговоры Жака Меланхолика с Розалиндой о каторге родовых корней, о капканах сердечного тепла подымают прелестное святочное беснование на уровень совсем иного спектакля.
?Так еще раз: откуда дети взялись? Так явно принадлежащие этой сцене. (В первом акте они похожи на лукавые фарфоровые фигурки. И кажется: переверни каждого вниз башкой — увидишь клеймо «Мастерской». Этакое «Ф» с мечом и короной.)
Вот здесь — самое любопытное. Да, студия Петра Наумовича. Но внештатная. Собранная в Летней театральной школе для актеров русских театров стран СНГ. Эта ежегодная затея СТД РФ шла в августе 2008-го в Доме творчества под Звенигородом.
И в некоторых ипостасях, каюсь, ударный месячник «СТД для СНГ» тогда показался вполне казенным действом «для галочки о поддержке соотечественников». Но ездить на акции Летней школы явно следовало чаще, а смотреть внимательнее. «Сказка Арденнского леса» с молодыми актерами из разных городов «одной шестой» (Фоменко, Ким и люди «Мастерской» работали с ними около полугода) — сильный аргумент в пользу Летней школы СТД. В пользу воспитательной работы и социального творчества вообще.
?Видимо, надо просто возделывать свой вишневый сад. Почва для него еще есть.
И ежели в святочном фейерверке «Сказки Арденнского леса» есть метафизический сверхсмысл, — в этом он и заключается.
Другие статьи- Рыбный день – это не только четверг, А. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в уху, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской Фоменко, Лариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыд, Елизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Место встречи меня и государства, Ольга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?, Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии», Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия», Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- Где эта девочка, где этот дом?, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Моника Санторо: «На сцене позволяю себе больше, чем в жизни», «krskdaily.ru», 25.10.2013
- «Здесь я чувствую себя на месте!», Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- Русская итальянка, Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок», Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- ИНОСТРАНЦЫ НА РОССИЙСКОЙ СЦЕНЕ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНКИ В РОССИИ, Павел Подкладов, «Планета Красота», 05.2011
- Чепуха, Ася Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- «Как хорошо мы плохо жили
», Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный Стикс, Алена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSR, Алена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Девятый вал на набережной Тараса Шевченко, Ольга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха», «Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Братья и сестры Арденнского леса, Алена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложился, Дина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского леса, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизнь, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
Другие статьи: 1 | 2 |