In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Егошина
«Новые Известия», 26.02.2015

Место встречи меня и государства

В «Мастерской Петра Фоменко» показали «Современную идиллию» Салтыкова-Щедрина

История «сговора» либеральных протестантов с режимом – сюжет, видимо, актуальный на все времена. Будь то пореформенная Россия, когда Салтыков-Щедрин писал свой роман «Современная идиллия», пробираясь через рогатки цензуры к читателям «Отечественных записок». Или Россия послеоттепельная, когда Георгий Товстоногов поставил своего «Балалайкина и К» в «Современнике». Или Россия, вставшая с колен, о которой и для которой Евгений Каменькович ставит свою версию одного из самых мрачных русских романов.

Часто звучащая сентенция, что Салтыков-Щедрин будет актуален в России всегда, надо признаться, мало радует. Но что делать, если его описание процесса замещения иностранных вин винами, сделанными в Ярославле и Кашине, кажется самым убийственным по точности анализом проходящей сегодня за окном кампании импортозамещения, ее причин и следствий? А уж описания двух братьев-радикалов, заставляющих обывателей вольнодумно петь «Вильгельма Телля», и вовсе кажется взятым прямо из соцсетей…

Достоевский когда-то дал ироническую формулу творчества Салтыкова-Щедрина: «Тема сатир Щедрина – это спрятавшийся где-то квартальный, который его подслушивает и на него доносит, а г-ну Щедрину от этого жить нельзя». Щедрин отзыв коллеги прокомментировал: «Вот господин Достоевский пишет про меня, что я, когда пишу, – квартального опасаюсь. Это правда, только добавить нужно: опасаюсь квартального, который во всех людях российских засел внутри. Этого я опасаюсь».

Собственно, «Современная идиллия» Евгения Каменьковича – рассказ о торжестве этого «внутреннего квартального», шаг за шагом прибирающего к рукам бывших тружеников пера, либералов, протестующих, креативщиков. Мрачная фигура Павла Степановича Молчалина (Сергей Якубенко) возникнет на хлюпающих болотных просторах и мрачно посоветует «годить». И вот уже наш герой – «Я либерал» – опрометью бежит к другу Глумову, и со товарищи по убеждениям решают «годить» вместе, ибо так веселее.

Рассказчика играет Михаил Крылов, Глумова – Федор Малышев. Их яркий дуэт построен по законам цирковой пары. Белый клоун, весь собранный из углов и желчи, и энтузиаст Рыжий, круглолицый, с пшеничными голубыми наивными глазами и неудержимой потребностью восторга. Обет использования языка исключительно в целях первичной переработки пищи для Рыжего особенно тяжел. То и дело подмывает его развести словесные кружева, ну хоть о качестве поедаемой ветчины (какой либерал не озабочен качеством вкушаемых деликатесов!) Но, шалишь, братец!

Умерщвление мыслительной функции в «Современной идиллии» происходит почти с молниеносной быстротой: раз – и вместо креативных и подающих надежды интеллигентов перед зрителями возникают потерявшие человеческий облик икающие и рыгающие скоты, для удобства переваривания уже опустившиеся на четвереньки. Именно в этом правильном состоянии благонамеренного обывателя, который должен быть сыт, пьян и с трудом языком ворочать от избытка чувств, наших героев зовут в полицейский участок «на чашку чая».

«Участок – великая вещь! Это место встречи меня и государства», – оборонил как-то провидец Велимир Хлебников.

Болото, окружающее их комнату-насест, замерзает, и так легко по льду скользить на коньках в раскрывающиеся ослепительные перспективы. Под хит «АукцЫона»: «…Там дам даром туда-сюда!» герои играют в карты с Кшепшицюльским (Игорь Войнаровский), выпивают с Гадюком-Очищенным (Иван Верховых), празднуют дни рождения квартального Ивана Тимофеевича (Владимир Свирский), наконец, вызываются редактировать полицейские «Уставы о благопристойности обывателей». И как апофеоз официального признания: новые полицейские «сотрудника из дворян» помогают в устройстве дела щекотливого – приискивают мужа для штучки купца Парамонова Фаинушки (Моника Санторо).

В качестве лучшей кандидатуры жениха возникает Балалайкин, чудовищный по емкости щедринский образ прогрессивного болтуна, в котором можно узнать черты и адвоката, и деятеля эстрады, и модного режиссера, и имиджмейкера, и куратора всего-всего-всего. Дмитрий Захаров убийственно точен в создании узнаваемой маски проходимца, которого можно купить с потрохами – и не то чтобы задорого. Этот будет процветать при любой «внутренней политике» и всегда обернется необходимым. Если существование «применительно к подлости» у одних персонажей «Современной идиллии» диктуется исключительно страхом, то другие искренне полагают его единственным разумным способом жизни. И эти другие с Балалайкиным во главе своей победоносной самовлюбленностью заполняют сцену, зрительный зал и, кажется, даже накрывают собой примыкающую Москву-сити.

Евгений Каменькович, идя вслед за Щедриным, оставляет «испуганным душам» надежду все-таки встряхнуться под уколами проснувшегося стыда, но без особой убежденности. Вспыхивают всполохи света. «Бежим», – взывает Глумов… Но не случайно из новой инсценировки выкинута вся часть путешествия-побега героев по России, а суд над бунтовщиком-Пескарем (так в авторской транскрипции) перенесен в экспозицию постановки.

Болотное судилище, где все одеты в рыбацкие сапоги и непромокаемые плащи, разбирает дело местных пескарей, сбежавших от перспектив быть пущенными в уху. Суд заканчивается смертью единственного пойманного непосредственно в местной речке больного пескаря и известием, что удравших пескарей благополучно изловила полиция. ..

Побег от всеобщего «мучительного оподления» и для Щедрина, и для Каменьковича – отнюдь не панацея. Но даже самые смирные души, когда подступает к горлу, способны на поступки, их самих удивляющие. .. А над сценой светится эпиграф романа: «Спите! Бог не спит за вас».


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100