|
Алексей Филиппов «Русский курьер», 14.01.2008 Премьера к новосельюВ Мастерской П. Фоменко вышла «Бесприданница» ОстровскогоБесприданница" — первый спектакль, выпущенный Мастерской П. Фоменко в новом здании, выстроенном на берегу Москвы-реки. Современном, большом, с немаленьким зрительным залом, нисколько не похожим на прежнее помещеньице театра. В этом, собственно, и заключается одна из проблем: «фоменкам» не привыкать к игре на большой сцене, и все же обаяние их работ было связано с камерным помещением, с особой, домашней природой контакта между артистами и залом. Лучшие из их спектаклей могут идти где угодно: «Двенадцатую ночь» они однажды показывали на открытом воздухе, в развалинах Херсонеса, для множества зрителей, и это было великолепно. А для не самых сильных работ Мастерской эти подпорки вовсе не лишние. «Бесприданнице» они бы не повредили.
Если бы этот спектакль вышел в каком-нибудь другом театре, он вызвал бы совсем иное отношение: сцену Малого театра, к примеру, «Бесприданница» бы украсила. Спектакль выстроен очень точно, актерские работы в целом неплохи, явных провалов нет. Но нет и того, что придает очарование работам Мастерской Фоменко: ставшее их фирменными знаками волшебство, легкое, ткущееся на глазах у зрителя театральное кружево, в спектакле отсутствует. Отчасти это связано с замыслом режиссера, собиравшегося поставить «Бесприданницу» по-другому, без привычной для работ Мастерской теплоты и психологических обертонов. Но жесткий, рассказывающий о неумеющих любить, зацикленных на деньгах людях, перекликающийся с современностью спектакль не задался — он растворился в характерности, оказался не проговорен до конца и чересчур мягок. И что уж совсем не обычно для «фоменок» — не слишком хорош актерски.
В пьесе Островского есть вещи, без которых обойтись нельзя: погубивший Ларису Паратов должен обладать недюжинной внутренней силой. Это настоящий русский барин, кутила, не останавливающийся ни перед чем любитель риска, человек, из-за которого женщина может кинуться в воду, — в противном случае сюжетная логика теряет смысл. Илья Любимов точно заполняет режиссерский рисунок, но личной харизмы у него нет: он играет не скиксовавшего в последний момент, оказавшегося не на высоте собственных претензий сверхчеловека, а куражащегося богача.
Еще удивительнее то, что произошло с Карандышевым Евгения Цыганова. Цыганов очень хороший артист, но ему решительно не дался монолог, где раздавленный Паратовым и его приятелями, потерявший Ларису Карандышев жалуется на судьбу, говорит о том, что и он - человек. Здесь Островский приближается к Достоевскому, этот текст должен производить очень сильное впечатление, но дотянуться до трагедии Евгению Цыганову не удается. Из его работы напрочь ушла тема «маленького человека», он играет смешного и нелепого чудака: Карандышев смешон, но жалости, а уж тем более сострадания он не вызывает. Примерно те же претензии можно предъявить и Ларисе Полины Агуреевой — ее героине не хватает силы, это милая молодая женщина, полюбившая не того человека, а вовсе не бунтарка.
Зато все роли второго плана в спектакле удались. Тетушка Карандышева (Галина Кашковская), витающая среди любовных видений, но зорко следящая за серебряными ложечками немолодая дама просто шедевр. Хороши и Мокий Парменыч Кнуров Алексея Колубкова, и Вожеватов Андрея Щенникова, и Робинзон Владимира Топцова, и Харита Огудалова Наталии Курдюбовой. Проблема в том, что с этим изобретательно придуманным и прекрасно сыгранным фоном сливаются Лариса с Паратовым, и спектакль превращается в то, чего уж точно не хотел Фоменко — вариацию на темы среднестатистического спектакля Мастерской, тщательно выточенного, изящного и немного анемичного. Что ж, по сравнению с нынешними московскими премьерами это вовсе не плохо.
И актерские работы, и режиссура в «Бесприданнице» на голову выше, чем в большинстве московских театров. Но от Мастерской Фоменко мы, по давней привычке, ждем волшебства.
Другие статьи- Бесприданница, Ксения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-реке, Юлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звери, Елена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях., Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театра, Сальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на реку, Ирина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимых, Наталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любви, Алена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-реки, Ольга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Смешные люди, «Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новоселью, Алексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Крыша для таланта, Алена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Homo ludens, Ольга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Поговорим о странностях любви к театру, Екатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда Петрова, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Дети в интернате, жизнь в Интернете, Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
, Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Фоменки играют счастье, Ирина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра Фоменко, Геннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке», Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театр, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
Другие статьи: 1 | 2 |