In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Нина Агишева
«Московские новости», 18.07.2000

Деревня, где всегда война

Спектакль Петра Фоменко дал новое дыхание старой повести писателя Бориса Вахтина

Уже не впервые соединение самого рафинированного отечественного театра с так называемой деревенской прозой дает превосходный результат — вспомним знаменитую трилогию Льва Додина по роману Федора Абрамова. Сегодня спектакль получился у Петра Фоменко, чьи студийцы инсценировали повесть Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня».
Сюжет, кажется, простой: жили-были в затерявшейся на просторах России деревне Полина и Михеев, любили друг друга, а потом началась война, и Михеева убили. Первую часть — мирную — «фоменки» показывают в виде театрально изощренных и эмоциональных этюдов, наполняя крошечный зальчик с оставшимися от старого кинотеатра колоннами звуками полощущегося в речке белья, брызгами воды из ведер на коромысле, бабьими песнями и ревом никак не заводящегося трактора. Здесь солируют актеры Сергей Тарамаев и Полина Агуреева, причем если лидирующий в любой труппе под стать своему таланту, то Агуреева, играющая все больше в эпизодах, теперь предстала настоящей лирической героиней — темпераментной, естественной и ни на кого не похожей. Надо сказать, что мастер придумал им изумительные сцены: чего стоит один только эпизод купания, когда на сцене два актера, кусок голубого полотна и — полная иллюзия вечерней прохладной воды, обнаженного женского тела, целомудренной и эротичной любовной игры. Театр ведь и есть иллюзия, и чем она правдоподобнее, тем театр лучше.
Словом, наслаждаешься любовной идиллией в бедной советской деревне, именуемой в те времена колхозом, и думаешь: почему же все-таки Вахтин считался некогда писателем-диссидентом? Разгадка — во второй части постановки. Михеева, конечно, на войне убивают, но убивают свои же — из-за несогласованности действий. А разговор майора, замполита и капитана, в результате которого и напарник Михеева Куропаткин попадает в штрафбат и тоже, конечно, погибает, является просто апофеозом тупости и трусости воинских начальников, которая и сегодня живет и процветает, о чем можно судить хотя бы по некоторым сообщениям из Чечни. На спектакле «фоменок» просто физически ощущаешь, как в одно мгновение Михеев, который еще вчера любил Полину и даже успел на ней жениться, и Куропаткин, который ни на ком жениться не успел, превращаются в пушечное мясо, в ничто. Когда Михеев умирает, то залезает как бы на небо, а в спектакле — на сетку, подвешенную к потолку, и к его голой ноге цепляют бирку. И все остальное действие уже происходит под этой свесившейся с небес голой ногой с прикрепленной к ней бумажкой. Так что у Вахтина, писавшего свою повесть уже давно, антивоенный пафос этих «этюдов» и сегодня, в разгар генеральского энтузиазма, звучит вполне по-диссидентски.
Уходящий сезон зрителя не баловал открытиями, но вот преподнес под конец впечатление сильное и пронзительное. И, ни в коем случае не умаляя достоинств работы Петра Фоменко и его актеров, думаешь: а не способствовала ли такому эффекту и воцарившаяся в последнее время в обществе напряженная атмосфера ожидания перемен к худшему, к тому, что вроде бы уже пройдено, а все равно вылезает из небытия, как памятник Дзержинскому на Лубянке? Слава богу, что хотя бы у нашего театра неистребима традиция говорить правду наперекор некоему общему мнению, поощряемому сверху.
Начавшись в русле деревенской прозы, повесть Вахтина заканчивается в стиле фантастического реализма. В ней никто не умирает, потому что убитые на войне смеются, вспоминают и даже беседуют с живыми. Михеев, например, советует Полине взять в дом мужчину, так как одна она с родившейся двойней никак не справится. Мужчиной этим, то есть новым мужем Полины и отцом ее новой двойни, становится пленный немец. Потом и Полина, и ее мать, и тетки Михеева тоже уйдут куда-то на небо с трепещущими белыми бабочками в руках, а жизнь в «одной абсолютно счастливой деревне» будет продолжаться. И туда опять будут приходить похоронки, как будто и не прошло более полувека.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100