|
Алена Солнцева «Время новостей», 23.06.2000 Лучезарное коромыслоПетр Фоменко поставил спектакль о настоящем счастьеПремьера пришлась на День национального траура — 22 июня в России отмечают начало Великой Отечественной войны. В советской культуре этот день почти всегда описывался одинаково: полное счастье, лето, радость, белые одежды, светлые надежды — вдруг внезапный мрак, горе, грохот снарядов? В повести Бориса Вахтина, по которой поставлен спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня», все происходит по той же схеме, что и во множестве других литературных произведений, спектаклей, фильмов, песен: герой уходит на войну в день своей свадьбы, увенчавшей нежную и страстную историю любви, и погибает. Необычно другое. Счастье, заливавшее сцену в первых, радостно-безмятежных лирических сценах, — не уходит. Оно возвращается вместе с убитым Михеевым, который и после смерти остается в своей деревне, где речка с излучиной и правым берегом, как и положено — низким, где колодец с журавлем, пугало, коровы, любимая Полина и двое близнецов растут, хоть и на капусте с картошкой, однако же богатырями. Остается и учит свою овдовевшую жену, что надо «взять в дом человека», а любить она его, Михеева, будет всю жизнь, и это ей поможет. И снова все в белых одеждах, и граммофон играет любовную немецкую песню, потому что списанный добрым капитаном из лагеря пленный Франц полюбил Полину, и она родила ему двух девочек-близняшек? За мастерской Петра Фоменко закрепилась слава театра, которому особенно удаются вещи с легким дыханием, радостные и как будто детские. Критики даже обвиняли его актеров в инфантильности, в неумении играть глубокие и сложные чувства. Новый спектакль как будто взялся доказать, что, используя только светлую часть палитры, можно создавать произведения объемные, сложные — и не терять той трепетной свежести чувств и прозрачности красок, что, видит Бог, не недостаток, а редкое и ценное качество. Простую историю делает не банальной поэтичность и искренность. Дается это современной культуре с трудом — только не в Мастерской Фоменко. Жанр спектакля определен как «этюды по одноименной повести». Его ткань сплетена из учебных упражнений — игра с воображаемыми предметами, изображение вещей и животных (Карэн Бадалов замечательно «показывает» колодезный журавль, Мадлен Джабраилова — корову, а Томас Моцкус и Андрей Щенников — заглохший двигатель). Вообще все довольно азартно лают, квохчут, блеют и хрюкают. Сценическая игра на тему «бабы пололи картошку» вызывает у публики восторг и аплодисменты. Азбука театральной игры помогает перейти к довольно простым, шестидесятническим идеям повести без насилия над умудренным опытом современным культурным сознанием. Сергей Тарамаев, сыгравший в спектакле главную роль жизнелюба Михеева, поначалу очень похож на Леонида Утесова из фильма «Веселые ре6ята». Белозубая улыбка, соломенные кудри, танцевальная пластика? Собственно, и спектакль построен по принципу джазовой композиции — каждый персонаж вступает со своей вариацией, мотивы повторяются, схватываются в свободной комбинации и разбегаются. На периферии возникают разные темы, узнаваемые с полузвука — например, после смерти Михеева заходит разговор о бессмысленности жизни во имя светлого завтра, но все социальное, политическое, публицистическое — второстепенно. Для того времени, когда писалась повесть Вахтина, мысль о независимости личного счастья человека от социальных условий была почти крамольной. Тогда она воспринималась в контексте свободы. Сегодня она звучит по-другому: счастье — это вопрос одаренности. К нему нужен талант. Для актеров сыграть такое состояние — задача неимоверно сложная. Сергей Тарамаев и Полина Агуреева (Полина) справляются с ней отлично, хотя и по-разному. Для Тарамаева сыграть цельный и сильный характер героя, его почти животную, инстинктивную радость — во многом вопрос зрелой техники. Для Агуреевой — скорее, молодости и заразительности ее актерской природы. Но как бы там ни было, их любовь переливается на сцене живым перламутром, подогревая и расслабляя публику, готовую плакать, смеяться, послушно следовать за эмоциями героев, а после спектакля уносить с собой необычное для сегодняшнего дня состояние размягченности души. Инсценировку повести сделал сам Фоменко, переложив мотивы деревенской, колхозной, военной прозы в сельскую пастораль, в которой милый дружок, любезный пастушок одаривает любовью свою избранницу, плещется речка, мычат коровы и нет никакой фальши, а все живет трепетно и простодушно, как будто никакого постмодернизма на свете нет и никогда не было. Бабы носят ведра на коромысле, вода тяжелая, спины выпрямляются, зады выгибаются, ноги напрягаются, и, сами понимаете, что происходит с молодыми парнями? На недавно прошедшем «Кинотавре» актер Виктор Сухоруков, сыгравший в фильме «Брат-2», отбивался на пресс-конференции от невысказанных, но витавших в воздухе упреков в торжестве насилия и криминального жанра на экране. Время у нас сейчас такое, говорил он, вот изменится жизнь, и увидите — полетят журавли? В Мастерской Петра Фоменко они уже полетели.
Другие статьи- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко, «Культура», 28.12.2000
- Наш городок, Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в Интернете, Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
, Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом Толстым, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропология, Олег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человека, Марина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войну, Татьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда война, Нина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра Фоменко, Любовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастье, Ирина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра Фоменко, Геннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!, Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревня, Дина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке», Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театр, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромысло, Алена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Фоменко построил деревню, Елена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализм, Майа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра Фоменко, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревня, Игорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревню, Ольга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про корову, Ирина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театр, Алексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красном, Алла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветах, Ирина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quo, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как дети, Марина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Варвары и варварши, Мария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
- Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые люди, Ольга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье, «Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любви, Полина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Пётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
Другие статьи: 1 | 2 | 3 |