In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Михаил Волох
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Марина Мурзина
«Аргументы и факты», 12.11.2014

Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьера

Если вспомнить два известных утверждения, касающихся театра, — о том, что в нём следует удивлять и что всё в нём хорошо, кроме скуки, то Мастерская Петра Фоменко вполне соответствует обоим. Здесь не устают удивлять

Что бы ни говорили новоявленные классики и проповедники современной пьесы, на мой взгляд, за последние годы ярких произведений тут, мягко говоря, немного. «Таня-Таня» Ольги Мухиной, поставленная некогда Петром Наумовичем Фоменко, стала именно таким явлением. И вот теперь — новая её пьеса, написанная за семь месяцев, специально для «Мастерской», «Олимпия», режиссёрский дебют одного из лучших актёров этого театра Евгения Цыганова (известного ещё и по кино, и особенно по телесериалу «Оттепель» не только театральной, но и широкой публике). Драматургический этот опыт Мухиной (из «Оли» времён «Тани-Тани», не на афише, правда, но во внутреннем ощущении превратившейся, по-моему, в Ольгу, мастера зрелых лет), без преувеличения, уникален. Эта пьеса — первая, пожалуй, попытка осмысления в драматургической форме нашей истории за последние сорок лет, этакий «краткий курс» от брежневски-“олимпиадных“ 70-начала 80-х до нынешнего времени. Причём осмысления на удивление беспафосного, неполитизированного, неидеологизированного: всё, что нам рассказывается со сцены за три с лишним часа, — очень личное. И даже трудно с точностью определить, на какую возрастную аудиторию рассчитан спектакль. Драматург и режиссёр — родом из 70-х. В зрительном зале, заметила, и те, кто моложе, и те, кто старше. Общее одно — это рождённые в СССР. Те, для кого известное „у нас была великая эпоха“ — не гремучий лозунг, а, опять же, что-то очень личное. И спектакль этот невероятно обаятелен именно потому, что обладает меткостью попадания в некие общие „болевые“ точки, будит общие сердечные токи. И поэтому ещё он сегодня, когда пресловутая „ностальгия по советскому“ стала уже модой, трендом, а порой даже приравнивается к политическим веяниям, радует своей свежестью, живостью, теплом, добрым юмором и нежностью к человеку. В пьесе и, соответственно, в спектакле, как и в самой истории нашей, особенно 90-х и „нулевых“, немало горького и трагического, и всё же печаль здесь светла, и в помине нету ни надрыва, ни указующего перста, ни опостылевшей уже сегодня „чернухи“. История страны через историю семьи — ход знакомый, но от этого не менее ёмкий и впечатляющий. Семейный мир „за кремовыми шторами“ здесь распахнут в эпоху.

Поначалу впечатляет узнавание: на сцене типовая московская квартира коренных, в нескольких поколениях, жителей столицы, семейства Стечкиных (сценография Владимира Максимова и Егора Федоричева выразительна, многообразна и изобильна). Сервант с кубками (глава семьи — спортсмен-лыжник), телек на тонких ножках, кресло, помнится, югославское (точно такое же было у нас в доме, „сосланное“ нынче на дачу!). И гимн, и Ротару, и вечный звуковой фон эпохи — косноязычная речь орденоносного „бровеносца“. И лыжи, те, с полужёсткими креплениями, у стенки (не у печки, правда) стоят. „Рудиментом в нынешних мирах“, как пел Визбор. Да и сами мама с папой, тоже „типовые“ и тоже „рудименты“, — ссорятся из-за того, что мама Джо Дассена любит больше, чем папу. Звучит с затёртой плёнки Высоцкий, идёт Олимпиада-80, и как манна небесная — бутылочки „Пепси“ и сок в коробочках с трубочками… Больно и счастливо толкнётся сердце, и чувственная память очнётся точно спросонок. „Как хорошо мы плохо жили“, — сказано гениально. Но действие не зависает ностальгически в 80-х. Голос Леонида Ильича по ТВ сменяется голосом Михаила Сергеича. Лыжи — роликами. „Пепси“ — наркотой. События стремительно сменяют друг друга, как в каком-то безумном калейдоскопе, и нет смысла здесь перечислять их, напоминать, сколько их наслоилось в 90-х и „нулевых“ и как круто менял их „быстрый промельк маховой“ жизнь каждого. И жизнь главного героя Алёши Стечкина (Иван Вакуленко) с его „первой любовью“ Ларисой (Серафима Огарёва) — тоже. Молодые актёры, ничуть не тушуясь рядом со старшими коллегами, не только лихо катаются на роликах по сцене (пьеса, кстати, посвящена „тем, кто катался на роликах в Александровском саду в 91-м“), но работают с безупречным артистизмом.

Действие перенасыщено переменами, которых так требовали, по Цою, наши сердца и глаза, и порой даже невозможно уже представить, что всё это так и было совсем недавно в нашей с вами стране, в нашей с вами истории, и всё это пережито. В спектакле, как в песне, только наоборот — года спрессованы в мгновения, напоминающие кадры-вспышки: Афган, Берлинская стена, путч, ГКЧП, штурм Белого дома, всевластие бандитов… Всё — точно росчерком пера подано в зарисовках, где трагедия чаще предстаёт в виде фарса, где с прошлым пытаются расстаться-поквитаться, если не смеясь, так, по крайней мере, улыбаясь.

Не дай Бог жить в эпоху перемен? Точнее и мудрее не скажешь. А мы вот жили. Как и герои этого, да, совершенно несовершенного, сумбурного, порой несколько громоздкого, но такого живого и очевидно талантливого спектакля, ни на что не похожего на сегодняшних сценах. Спектакля о безнадёге и надеждах, где так просто и естественно звучат слова: „Я так люблю свою Родину, я так люблю свою маму, папу и бабушку“. Где, опять же по Визбору, „пока хватает силы смеяться над бедой“. Вот „только людей жалко, очень людей жалко“ — это говорит Бабушка (в виртуозно-бесхитростном исполнении Екатерины Васильевой), своеобразный камертон спектакля, голос веры, по-детски наивный и по-стариковски мудрый, утверждающий, что „в 2017-м в России будет царь, из Романовых, по материнской линии“. Ну что ж, царь так царь — ждать недолго. И, глядишь, „все мы будем счастливы, когда-нибудь, Бог даст“.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100