In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Валентина Федорова
«Планета Красота, № 1-2», 01.2015

Взгляд и нечто

Про любовь и не только

Из интервью Оли Мухиной: «Мне важно, каким голосом, с какой интонацией говорят мои герои. Звук важен, музыка. Мне интересны любые интерпретации моих пьес».
Оля Мухина, которую для театра и открыли Фоменки (спектакли «Таня-Таня» ставил сам Петр Наумович!) снова на сцене на набережной Шевченко. «Олимпия» — спектакль нежный и горький, как давние воспоминания, где радость узнавания мешается с жестокой реальностью.
Назад – в СССР. Это первая часть спектакля, где этот самый СССР, котором у многих сегодня живущих прошли юность, молодость, становление, а то и большая половина жизни, предстает волшебной и придуманной прекрасной страной; всеобщего энтузиазма, ясности, осмысленной жизни. В этом спектакле нет ерничества, а есть ностальгия и печаль. Как сквозь дымку времени, смягчающую контуры предметов, смотрим мы на ту жизнь, где были четкие цели и задачи, радость преодоления реальных трудностей, взаимопомощь и взаимовыручка и гордость великой страной.
Пафоса нет. Есть флер сказочности. Евгений Цыганов, дебютант в театральной режиссуре, очень точно определяет тональность происходящего. На сцене – придуманно-фантастическая, театрально-условная и наивно-трогательная идеальная жизнь. Тут играет радио, завтракают, делают зарядку, катаются на лыжах и ждут коммунизма, вместо которого, как известно, наступила Олимпиада с симпатичным мишкой, вернувшимся в свой сказочный лес и оставившим нас с нашими проблемами и печалями.
Цыганову удается сохранить эту сказочную атмосферу и в рассказе о беспределе 90-х. И от того, что вроде бы все очень игрово и даже «понарошку», становится еще страшнее.
Герои встают на ролики, скользят по сцене, кажется, что и по жизни легко скользят…. Красиво, театрально, как-то очень по Чехову – люди пьют чай, носят пиджаки, а в это время разбиваются их судьбы.
И вот уже папа-олимпийский чемпион грузит мешки с наркотиками, а бандюки подгоняют его. Молодой перспективный умный парень становится официантом, а девушка его поет для услады все тех же бандюков. Страна, обслуживающая криминал. Вся, поголовно. И даже самое страшное – гибель молодых показывается как игра, ставка в которой – жизнь.
Эсхатологические настроения оказались соединенными с невыносимой ВНЕШНЕЙ! легкостью бытия. И эта легкость доминирует в языке молодого режиссера.
Он рассказывает сагу о жизни семьи, от ясности 80-х, идущей сквозь перестройку, мясорубку 90-х к…. Куда? Плывем… Куда ж нам плыть? Легкость и изящество спектакля, его театральная изысканность оставляют долгое послевкусие, заставляя вспоминать и разбираться во впечатлениях..
Как точно выстроен ансамбль – жизнерадостный папа (Василий Фирсов) который по-спортивному, сжав зубы, сражается с кошмарным временем, мама (Галина Кашковская) – изящная, легкая, выбравшая иную судьбу, драматизм ее жизни намечен пунктирно, но от этого ее проблемы не становятся меньше.
Ее новый избранник – генерал Токарев (Тагир Рахимов) целеустремлен и решителен, в отличие от ставшего лузером мужа. Но и в этой его решительности – надлом судьбы.
Алеша Ивана Вакуленко симпатичный правильный мальчик, который лет 25-30 назад стал бы образцом и «маяком», а теперь он изнемогает, проигрывая любовь, не сумев вписаться в новую жизнь.
Точно и убедительно показывает И. Вакуленко путь от подростка к целеустремленному юноше и неожиданно повзрослевшему парню, рассказывает о том, как больно, когда любовь остается безответной и невозможно достучаться до другой, так навсегда необходимой.
Его любовь Лариса (Серафима Огарёва) нежна, их чувство окрашено трагическими красками, приводит к краху обоих. Прелестная истинная женщина, юное существо, пренебрегающее всем, кроме гибельной любви… к другому, скатится в черную бездну отчаянья.
И, конечно, бабушка Екатерины Васильевой, актрисы, красиво перешедшей на роли старух Она играет тут истинную хранительницу очага и олицетворение житейской мудрости и вечной женственности, согревающей добром, пониманием запутавшихся, растерянных близких. 
Евгений Цыганов нашел ключ, которым сумел открыть поэтическое богатство и многоплановость драматургии Оли Мухиной, поэтому так органичны в спектакле конь белого цвета (Наталья Мартынова), катание на роликах, неожиданные реакции и странная ритмизированная речь. А приметы времени и метафоры создают удивительно гармоничный и трагический спектакль о потерянных поколениях и проигранной жизни. Но Цыганов, как и Мухина, сумел оставить особое послевкусие – ощущение все-таки не напрасно прожитой такой нелепой, странной жизни.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100