In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Наталья Витвицкая
«www.vashdosug.ru», 13.09.2010

«После занавеса»: в зале ожидания

В Мастерской Фоменко показали очередной «чеховский» спектакль, в котором, расстояние от комедии до драмы измеряется одним антрактом.

«Фоменки» умудрились поставить Чехова и его ирландского коллегу, живущего в другом веке (Брайана Фрила) таким чудесным образом, что все скрытые смыслы, если даже он и были, куда-то испарились. Зрителю показали настоящую классику. Без недосказанностей и миллионов подсмыслов, которых так отчаянно ищут современные режиссеры. Здесь все просто и так же гениально. В первом действии актеры под присмотром режиссера Евгения Каменьковича разыграли премилый чеховский водевильчик под название «Медведь». «Нестарый помещик» Григорий Степанович Смирнов (Евгений Цыганов) приехал к вдовушке «с ямочками на щеках» (Наталия Курдюбова), чтобы она погасила долг покойного супруга. В итоге денег у вдовушки не оказалась и она велела приходить завтра. Только вот никто никуда не уехал, герои принялись самым трогательным образом браниться и выяснять, кто в доме хозяин. Да так у них это лихо получалось, что зал то и дело одобрительно хмыкал, а чаще громко посмеивался. В результате словесной дуэли герои собрались стреляться, а еще через минуту — жениться. Традиционный поцелуй в финале продолжился веселыми сценками из серии «остановись, мгновение!». Вот «свадебное фото», а здесь — с одним ребенком, потом — со вторым.

Легкий текст идеальным образом «вписался» в сценическую обстановку. Вдова и ее гость решали свои проблемы в каком-то подобии сарая или мастерской. Кстати, Каменькович придумал героине Чехова профессию. По его версии «вдовушка с ямочками» была не иначе как скульпторша. На протяжении всей постановки, она лепит из глины покойного супруга. Уморительно «ищет» для него губы, «распробывает» форму и дину его носа… В общем, придумывает себе идеал и лепит собственные эмоции. 

Единственное, к чему привыкаешь не сразу — это костюмы. «Фоменки» только в них, пожалуй, изменили Чехову. Герои разряжены в эффектные лохмотья (вдова, ее слуга), либо в мешковатые костюмы (заезжий помещик). Кроме того, они взъерошены, непричесаны и как-то совсем неопрятны. Впрочем, так даже лучше. Ирония ведь тоже бывает от кутюр.

Второй акт разительно отличается от «петрушки», которую «фоменки» показывают в «Медведе». Перед нами — драма, названная автором «игрой воображения». Оригинальное произведении Брайана Фрила делает возможным встречу двух героев. Соня Серебрякова («Дядя Ваня») и Андрей Прозоров («Три сестры») встречаются, спустя 20 лет после событий чеховских пьес, в привокзальном буфете. 20-е годы, НЭП, до неузнаваемости изменившаяся столица…. Все происходит среди убедительных декораций, — освещенные дальним светом поезда грязные окна вокзала, вода, стекающая с крыши прямо на пол буфета, грязные столики, нищенская еда…
Затравленные эпохой и собственной судьбой «два одиночества» пересказывают свои несложившиеся жизни и проникаются теплыми чувствами друг к другу. Однако опять и снова упускают шанс на счастье.

Прозоров в валенках и со скрипкой уверяет Соню и себя, что играет в оркестре и не далее, как сейчас, должен идти репетировать «Богему»… На другой день выясняется, что Прозоров живет в Таганроге (где же еще?), а в Москве — на заработках. Он играет на улицах, чтобы иметь возможность навещать в тюрьме Бобика и отсылать хоть какие-то копейки Софочке, которая зачем-то живет в Казахстане. Сестра Маша застрелилась, остальные так и живут, мечтая о Москве. Соня тоже «хороша». Она в Москве должна пойти в банк, затем в Наркомзем и никак не может понять, зачем ей на ее участке земли сажать лес, а не пшеницу? Она все так же влюблена в пьющего Астрова, а он, в свою очередь, после смерти профессора Серебрякова, предпочитает разъезжающую по парижам Елену.

Гениальная игра Полины Кутеповой и Никиты Зверева делает очевидными чеховские интонации и мотивы. По-прежнему люди упускают шансы (и первые, и последние), все так же бездарно тратят жизнь, напрасно мечтают и совсем не умеют совершать поступков. А еще во всех них и 20-летних, и 40-летних живет дурацкая призрачная надежда, что потом, когда-нибудь в далеком завтра будет лучше. А сейчас можно и потерпеть, переждать.
Новая работа, судя по всему, в репертуаре театра задержится надолго.

Здесь зрителю есть где посмеяться, поплакать, и поразмышлять на досуге о вечных проблемах и взаимоотношении полов… И лишний раз напомнить себе — жизнь, решена она в комическом или драматическом ключе, не должна быть залом ожидания. 


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100