In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Пётр Алексеенко
Рифат Аляутдинов
Людмила Аринина
Анастасия Баева
Елена Барскова
Павел Баршак
Мария Большова
Стефани Елизавета Бурмакова
Анастасия Бурмистрова
Екатерина Васильева
Наталия Вдовина
Борис Горбачёв
Ирина Горбачёва
Александр Горох
Глеб Дерябкин
Эверетт Кристофер Диксон
Людмила Долгорукова
Никита Зверев
Андрей Казаков
Евгений Кожаров
Кирилл Корнейчук
Анн-Доминик Кретта
Игорь Кузнецов
Ольга Левитина
Людмила Максакова
Доминик Мара
Татьяна Масленникова
Полина Медведева
Манана Менабде
Андрей Миххалёв
Наджа Мэр
Ирина Пегова
Иван Поповски
Андрей Приходько
Нина Птицына
Моника Санторо
Дмитрий Смирнов
Алексей Соколов
Олег Талисман
Сергей Тарамаев
Андрей Щенников

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алена Карась
«Российская газета», 22.12.2004

Комедия, местами даже фарс

В «Мастерской Фоменко» сыграли Ибсена

Ибсен оказался автором, невероятно востребованным новой эпохой, захотевшей заново перечитать его пьесы о свободе и женской эмансипации. Недавно «Гедду Габлер» поставила Нина Чусова в «Сатириконе». Только что отгремели гастроли берлинской «Шаубюне» с «Норой» в постановке Томаса Остермайера.

Лауреат премии Станиславского, ровесник своего берлинского коллеги молодой Миндаугас Карбаускис поставил свою «Гедду» еще в институте, на курсе Петра Фоменко, и перенес ее сейчас на сцену фоменковской «Мастерской». Так на московской сцене почти одновременно появились сразу несколько женщин-убийц. Если к Норе (в спектакле Остермайера Нора не только уходит из дома, но и убивает своего мужа) и Гедде Габлер добавить безумную, эгоцентричную самоубийцу Катерину из «Грозы», Женщину из остермайеровского «Концерта по заявке», то перед нами откроется ужасающая картина итогов эмансипации. Театр буквально одержим рассказами о женской агрессивности. Возможно, и вправду — в женщине как в зеркале век отразился самым роковым и яростным образом.

Литовцу Миндаугасу Карбаускису норвежские интерьеры и ландшафты оказались близки не только в силу географических обстоятельств. Он обращается с сюжетом Ибсена о сильной женщине, решившей влиять на судьбу и саму жизнь людей, свободно и вольно, без всякого ученического пиетета. Так было в его студенческой работе, показанной в стенах РАТИ. С тех пор Карбаускис успел стать известным режиссером, за плечами которого — успехи, премии и устойчивое реноме едва ли не единственного традиционалиста в своем поколении. 

«Гедду Габлер» отныне будут играть в «Мастерской Фоменко» почти тем же составом, что и в институте. Правда, она не столько повзрослела, сколько состарилась, стала длиннее, скучнее и саркастичнее. У режиссера, чей студенческий опус удивлял неюношеской трезвостью, вовсе не осталось никаких сантиментов или желания усложнять ибсеновский сюжет. Его спектакль начинается сразу с выстрела: красавица Гедда в изысканном платье модерн, сидя внутри замкнутого диванного круга, заводит граммофон, приставляет изящный пистолет к виску — и в темноте раздается выстрел.

Все остальное — только смешно. Толстый недотепа Тисман (Алексей Колубков), ее муж, мучительно неуверенный, бесталанный и добродушный, объект ее презрения. Циничный и самоуверенный адвокат Бракк (Никита Зверев) — объект ее сексуальной раскрепощенности. И, наконец, гениальный Левборг (Максим Литовченко), которого она вскоре уничтожит своим ницшеанским свободолюбием. Купируя пьесу в тех самых местах, в которых возникают полутона и недомолвки, Карбаускис превращает всех мужчин из ее окружения в ничтожнейших существ, среди которых Гедде вовсе делать нечего.

До появления Левборга надеешься на то, что хотя бы ему режиссер великодушно подарит искру таланта и красоты. Но в дом входит корректный, прилизанный клерк в очках и в таких же полосатых брюках, как на двух остальных. Гедда, с нетерпением ожидавшая гения, оказывается в компании трех потешных водевильных простаков. Несмотря на свою элегантность и ницшеанское бесстрашие, она столь же ничтожна, как и ее мужчины. Для режиссера в ней нет никакого обаяния, никакого демонического шарма.

Вот и получается, что поставил Карбаускис комедию, местами даже фарс, но только такой длинный и основательный, такой прямолинейный, такой по-взрослому трезвый, что порой мучительно хочется последовать примеру Гедды, да и застрелиться от тоски.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100