|
Анжелика Заозерская «Вечерняя Москва», 9.06.2017 В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантов В Мастерской Петра Фоменко премьера — «Души» по мотивам произведений Гоголя. Режиссер Федор Малышев поставил спектакль-карнавал, спектакль-фантасмагорию с Евгением Цыгановым, Полиной Агуреевой, Дмитрием Захаровым. Режиссер сыграл философа-кучера Селифана, который цитирует Пушкина, Лермонтова, Чехова.
Начинает, конечно, с Пушкина, но не потому, что тот «солнце русской поэзии», а потому, что Пушкин отдал Гоголю сюжет «Мертвых душ». Разумеется, даром. Гоголь написал в письме к Пушкину: «Я хотел бы показать всю Русь хотя бы с одного бока». И показал. Россия с одного бока — этакая торговка, которая все продает, торгуясь за каждую копейку, вплоть до людей. Крепостная. «Страна рабов — страна господ». Гоголь рисует галерею господ губернского города, а народ, что называется, «за кадром». Он - «мертвый народ» — предмет купли-продажи Чичикова и господ-помещиков провинции. В спектакле с помощью гротеска показано, что все господа не заслуживают положения элиты. Господа привыкли к тому, что им все подают, но поскольку народ в спектакле — призрачный, то тарелки с помощью технологий — сами «подкатывают» (как бричка Чичикова) к господскому рту. Аппетиты у всех помещиков (за исключением Плюшкина) — хорошие. Крестьяне мрут с голода, причем так массово, что их даже не успевают заносить в реестр. А губернатор дает бал регулярно. И этот провинциальный бал в спектакле похож на бал сатаны. Панночка (Мария Андреева) из «Вия» прилетает на бал (с реальным полетом над Новой сценой Мастерской Петра Фоменко), чтобы подкрепиться перед трудной дорогой. Панночка — и ведьма, и лошадка, и возлюбленная кучера Селифана (кучер был любитель женского пола) и Судьба-Судьбинушка. Она — красавица панночка — ударяется о стены, не рассчитав траекторию пути. Все персонажи спектакля «Души» рассчитывают свою выгоду: кто экономит, кто ворует, кто коммерцией занимается. Между прочим, Павел Иванович Чичиков — первый российский коммерсант. Не купец, а коммерсант. Он первый употребляет слово «коммерция», первый выдвигает философию, точнее, программу коммерсанта, и первый потерпевший из-за своего бизнеса. Кто не знает разницу между приличной торговлей и коммерцией — перечитайте «Мертвые души», или посмотрите спектакль «Души». Разница в том, что коммерсанты продают, что называется, «воздух» — те же «мертвые души», а купцы — все-таки реальный товар, который или закупают в заморских странах, или сами изготовляют (с помощью наемных работников). По мнению Гоголя, коммерсанты — некая новая сила в дьявольском обличии. Она — неуловима, неопределенна, безлична и бесформенна. Принимает любой лик и объем, как нечистая сила. Чичиков в исполнении Дмитрия Захарова (до момента тюремного заключения) — вылитый Мефистофель. С гордым орлиным профилем и умением себя преподнести. Как и Мефистофель, он пытается играть по правилам (сатана всегда ведет честный торг, иначе сделка будет недействительной). Он - не грабитель с большой дороги, как капитан Копейкин (бедный капитан с нарицательной фамилией тоже фигурирует в спектакле), а покупатель со средствами. Дает деньги за «мертвые души». Помещики хотят больше – торгуются, как мещане, а Чичиков — как первый настоящий коммерсант — пытается сбить цену. Для него «мертвые души» — тот же воздух, который принадлежит пока еще высшим силам, и он, Чичиков, уж, как-нибудь с небом договорится! «Черт» — на каждом шагу. Все его вспоминают без исключения, чаще, чем Бога. Кстати, Пушкин в знаменитом письме к Чаадаеву, с которого начинается спектакль «Души», написал об особом предназначении России: «Нет сомнения, что схизма (разделение церквей – прим. ВМ) отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясли, но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена» Во времена Гоголя шла другая война — с турками. Она показана в спектакле не без доли сарказма. Вояка Ноздрев машет шашками и эта смелость, как через несколько лет напишет Лермонтов в «Герое нашего времени», — не русская храбрость (помните, позера-Грушницкого!). На войне гибнут солдаты, пополняя рынок «мертвых душ». Ничего хорошего в войне нет, — и Гоголь это показал в несчастном инвалиде — капитане Копейкине. Ничего хорошего нет в крепостном праве — и об этом «Мертвые души». Нет ничего хорошего в воровстве, взяточничестве и продажности — вечных бедах России, — и это все тот же «один бок» нашей великой страны. Как мы знаем, второй том «Мертвых душ» — о хорошей России — Гоголь сжег. За этим фактом — тайна, покрытая мраком. Одна из версий — душевная болезнь гения. Другая — сатирик не смог стать поэтом. От сжигания хороших «Мертвых душ» в спектакле дым и чад. Впрочем, они не портят картины, здесь все уже призраки — и господа, и рабы, и люди, и души. 21 век. Другой мир. Другие дороги. Вместо бричек — поезда. С другой извечной бедой — дураками (опять по Пушкину) — сложнее. Хотя ни одного откровенно глупого героя в «Мертвых душах» нет. Свой ум имеет даже ограниченная Коробочка. Женский и коммерческий. А какой умник кучер Селифан! Дураки — только те, кто позволил себя убить — на войне, или в тылу, — те самые жертвы господской богатой России. Вот они — настоящие абсолютные и, увы, вечные дураки. За их счет пируют, развратничают и развязывают конфликты — жадные, безнравственные чиновники и собственники. Спектакль «Души» — жесткий, даже с элементами рока, с плясками на столе Ноздрева и губернатора, но при этом феерично веселый, остроумный, талантливый. Такая уж Русь непостижимая, где красота соседствует с уродством, а милосердие с грабежом среди белого дня, и эта загадка, которую никто разгадать не может, — передана в спектакле бесподобно. Отдельно хочется сказать о гениальном перевоплощении Евгения Цыганова в Собакевича. Моментами этот грубый, жестокий, неотесанный и неприятный человек-собака в исполнении Евгения напоминает Карлсона из знаменитого спектакля театра Сатиры, со Спартаком Мишулиным в главной роли. Этот сказочный элемент сглаживает весь кошмар, мрак мира, где цена человеческой жизни, в лучшем — коммерческом случае, копейка, а жизнь — индейка…Кто забыл, эту фразу произносит капитан в «Герое нашего времени». Но Селифан выбирает не прозу современника Гоголя, — а его последнее стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Гоголь был один. Лермонтов был один. Пушкин был один. Чаадаев — один. .. А их - тьма, общество. Полина Агуреева создала образ Общества — страшный, смешной, зловещий и до боли знакомый образ.
Источник: газета «Вечерняя Москва»
Другие статьи- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоателье, Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на коне, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу», Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие», Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии Пушкина, Ольга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям Булгакова, Ольга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко», Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? , Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпе, Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийства, Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерах, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии Шекспира, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те же, Юлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко», Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяжения, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боится, Виктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у Воланда, Евгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра Фоменко, Анна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?, Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережной, Анна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина Агуреева, Вячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказано, Павел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантов, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок», Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре», Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
, Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовь, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера Рейбо, Наталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Вырыпаева, Дарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева, «Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпах, Вера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободе, Галина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера», Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессия, Дарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеров, Алексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыре, Оксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсах, Мария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров», Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советски, Анастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеров, Елена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеров, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеров, Наталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заел, Роман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принцип, Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мы, Александра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах Шагала, Ольга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко», Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессы, Дина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров», «Российская газета», 28.03.2011
- Наши в Дублине, Борис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романа, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина, «Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечности, Алена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Бесприданница, Ксения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-реке, Юлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звери, Елена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях., Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театра, Сальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на реку, Ирина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимых, Наталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любви, Алена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-реки, Ольга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресни, Григорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди, «Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новоселью, Алексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но метко, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для таланта, Алена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всех, Светлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогом, Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочь, Елена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешься, Марина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекур, Глеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи, «Pulse», 12.2002
- Сочинение по Пушкину, Нина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие Клеопатры, Елена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театру, Екатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда Петрова, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с Пушкиным, Ольга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |