|
Анна Бояринова «Миллионер.ru», 28.09.2018 «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоПремьера «Мастера и Маргариты» в Мастерской Петра Фоменко еще до выхода многое обещала. Художественной свежести, оригинальности – режиссерами выступила молодая семейная пара в лице Федора Малышева и Полины Агуреевой. Обещала встречу с классикой в ее чуть ли не первозданном виде – этот театр славится умением вывести литературные шедевры прошлого в авангард, не коверкая их. Обещала даже дрессированных котов!
Не все ожидания оправдались. Котов, в частности, не было (если не считать Кота Бегемота в исполнении Игоря Войнаровского). А в спектакле оказалось много литературы и мало самого театра, много Булгакова и мало режиссеров Агуреевой и Малышева.
Все здесь как в незаконченном романе Михаила Афанасьевича. Вплоть до того, что финал неожиданный и спектакль как будто обрывается: поэт Иван Бездомный (его играет Дмитрий Захаров) всматривается в непонятно откуда возникшую на заднике сцены лестницу, залитую лунным светом. Роман Булгакова – это история, в которой сначала много разговаривают, а потом много всего делают. Также и в спектакле: первая часть состоит сплошь из диалогов, а вторая – из полета Маргариты (ее играет Полина Агуреева), бала у сатаны и других «деятельных» сцен. Причем первая часть оказывается явно перенасыщенной разговорами и статикой (актеры то сидят на лавке у воображаемых Патриарших прудов, то переносятся в такой же воображаемый антураж дома скорби). Зрительской концентрации не хватает на потоки информации из диалогов. Как результат – шутки и юмор, вплетенные в текст классиком, зал не веселят. Это даже при отличной игре актеров, которая здесь на высоте применительно к каждому герою. Особенно к Алексею Колубкову, сыгравшему Воланда: он точно уловил у своего героя сущность игрока, его азартность.
Понятно, что роман – исходник, и додумывать негоже. Однако в арсенале режиссеров всегда есть инструменты по приданию повествованию привлекательности. Агуреева и Малышев сделали попытку в этом направлении. Все первое действие на фоне выведенных на авансцену главных героев в глубине расставлена актерская массовка, изображающая посетителей современного ночного клуба. На нее свет выведен так, что от актеров остались одни силуэты. Светом залита только авансцена, а все вокруг – черным черно. Костюмы Павла Каплевича красивы, но тоже демонически темны. Такая картинка с незначительными изменениями стоит чуть ли не целый час. Этот визуальный ряд быстро вгоняет в тоску. Вот еще одна причина, почему в спектакле не осталось места легкости и комичности. Хотя на страницах романа они есть.
Впрочем, режиссеры блеснули в некоторых сценах своими возможностями. Только почему-то робко. Решили не изощряться в находках. А зря. Речь идет о пластических решениях, которыми актеры порой сопровождают свои речи. Например, то же первое действие становится на несколько минут занятным, когда Степан Богданович в исполнении Анатолия Анциферова свои слова сопровождает извиваниями по лавке, подобно змее. Это выглядит занятно, возвращает к происходящему интерес. Или же когда Бездомный открывает Мастеру в исполнении Томаса Моцкуса, как оказался в доме скорби. Он это показывает за каких-то десять секунд: в быстром мерцании света, под ритмичную музыку он делает круг, взмахивает руками, головой, – в общем, понятно, что произошло нечто неординарное. Эти театральные приемы в таком литературном зрелище просто необходимы!
Конечно, второе действие спектакля реабилитирует статичное первое. Однако недостаточно. Хотя на это брошены главные силы. Одна Маргарита Полины Агуреевой чего стоит! Великолепная, полная самоотдачи игра, щедро сдобренная разными актерскими решениями. Читая свои текст, она то бегает через всю сцену, то перекатывается по ней, словно тяжелый шар. Квинтэссенцией всего становится сцена полета: рассказ о своем путешествии над крышами Арбата она ловко сопровождает барабанной дробью – барабанную установку заблаговременно вывели на сцену. Это необычно и очень занимательно.
«Мастер и Маргарита» в Мастерской Петра Фоменко – редкий случай, когда хорошая играя актеров не делает спектакль хорошим. Он неплохой. Вряд ли такой оценки хотели его создатели. Перенося на сцену неумеренную, порой избыточную фантазию писателя (которая, кстати, будь роман оконченным, наверняка была бы подкорректирована), они не потрудились сделать ее на вид хоть немного гармоничной. Посему пока зритель довольствуется набором сцен, где актер всегда хорошо читает свой текст, но редко делает его зрелищным.
Источник: Миллионер.ru
Другие статьи- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоателье, Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на коне, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу», Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие», Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии Пушкина, Ольга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям Булгакова, Ольга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко», Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? , Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпе, Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийства, Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерах, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии Шекспира, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те же, Юлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко», Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяжения, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боится, Виктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у Воланда, Евгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра Фоменко, Анна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?, Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережной, Анна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина Агуреева, Вячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказано, Павел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантов, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок», Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре», Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
, Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовь, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера Рейбо, Наталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Вырыпаева, Дарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева, «Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпах, Вера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободе, Галина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера», Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессия, Дарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеров, Алексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыре, Оксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсах, Мария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров», Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советски, Анастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеров, Елена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеров, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеров, Наталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заел, Роман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принцип, Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мы, Александра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах Шагала, Ольга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко», Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессы, Дина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров», «Российская газета», 28.03.2011
- Наши в Дублине, Борис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романа, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина, «Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечности, Алена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Бесприданница, Ксения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-реке, Юлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звери, Елена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях., Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театра, Сальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на реку, Ирина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимых, Наталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любви, Алена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-реки, Ольга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресни, Григорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди, «Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новоселью, Алексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но метко, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для таланта, Алена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всех, Светлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогом, Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочь, Елена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешься, Марина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекур, Глеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи, «Pulse», 12.2002
- Сочинение по Пушкину, Нина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие Клеопатры, Елена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театру, Екатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда Петрова, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с Пушкиным, Ольга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |