|
Ксения Позднякова «SCOPE артблог», 7.02.2020 Пошли на «Подвиг»? «Мастерская Петра Фоменко» представила спектакль «Седьмой подвиг Геракла». Это не первое обращение художественного руководителя театра Евгения Каменьковича к драматургии Михаила Рощина. Сначала он поставил «Роковую ошибку», затем «Перламутровую Зинаиду», которая шла в ГИТИСе под названием «Все время на морозе». И вот, наконец, Евгений Борисович решился на «Подвиг». Это, конечно, не авгиевы конюшни чистить, но что-то героическое в этом есть. Итог — «старомодная комедия» в двух актах, как именуют ее в театре, продолжительностью два часа пятьдесят минут. К пьесе Рощина были специально дописаны пролог и эпилог, напоминающие зонги времен ранней Таганки.
— У меня к Рощину особая любовь. Я был лично с ним знаком. Это был удивительный человек. В моих воспоминаниях он остался очень благородным и внешне, и внутренне. Он один из немногих драматургов, кто не трясся над своим текстом. Ему было интересно, какой из этого театр получится. К «Подвигу Геракла» не раз мысленно возвращался. Эту пьесу мне хотелось ставить всю свою сознательную творческую жизнь. Неожиданно я прочитал в одной из газет, что человек предложил национальную идею. А давайте уберемся в своем доме. Она, конечно, очень примитивная и простая, но мне это жутко понравилось, — говорил Евгений Борисович незадолго до премьеры.
Прогнило что-то в Авгиевом королевстве. Все поклоняются богине лжи и обмана Ате (Мария Большова) и не замечают, что царство все сильнее утопает в навозе, а воздух буквально отравлен нечистотами. Кто-то, действительно, принюхался и не чувствует вони, кто-то пользуется ситуацией, чтобы обделывать свои делишки, а кто-то растит бычков — гордость Элиды — и не задает лишних вопросов. Местная оппозиция — Нестор (Петр Алексеенко) и его ученик Филипп (Рифат Аляутдинов) — аморфна и нерешительна. А что герои? — спросите вы. Геракл (Никита Тюнин) забылся сладким сном, да так крепко уснул, что ему уже и памятник успели установить. Тезей (Амбарцум Кабанян) слишком занят разборками с красавицей-женой Антиопой (Екатерина Смирнова), чтобы обращать внимание на всякое дерьмо. Но однажды Геракл, подобно вулкану, проснулся и решил навести порядок, хотя даже сам не уверен, что кому-то это нужно. В итоге перед тем, как совершить тот самый подвиг, Гераклу придется совершить массу подподвигов или просто поступков, первый из которых — перестать быть памятником самому себе и понять, что герой — это не тот кто пришел весь в белом и учит серых людишек жить. (Тут необходимо оговориться, все персонажи спектакля строго делятся по цвету одежд: герои непременно в белом, Авгий (Алексей Колубков) и его приспешники в сером, более того, каждому присвоен порядковый номер, а богиня лжи – в черном, мол страшнее Аты зверя нет). Так вот, герой — это тот, кто готов засучить белоснежные рукава и разгрести все то дерьмо, которое накопилось. Метафора сильная и красивая. Но повисает вопрос: возможно ли, взяться за столь грязное дело и не замарать себя как чисто физически, так и морально? Как вместе с навозом не смыть плодородную почву, превратив землю в пустыню. Да и, как в пылу борьбы за свободу, равенство, братство, не превратить уборку в кровавые чистки рядов. Сценическая правда уверяет, что такое возможно. Историческая, к несчастью, вносит жесткие коррективы в идеалистские конструкции. Собственно, и в спектакле нет ни слова о том, в результате каких действий пришел к власти Авгий. Кстати, на сей счет есть определенные соображения. Здесь стоит вспомнить «Короля Лира», поставленного Евгением Каменьковичем чуть менее года назад. Если посмотреть оба спектакля, то нынешний «Подвиг» выглядит логичным продолжением размышлений о силе власти, метаморфозах, которые происходят с человеком, подошедшим к ней слишком близко, о том, каким должен быть идеальный правитель, что ему прилично, а что нет. Даже цветовая гамма, в которой выдержаны обе постановки, схожи. В финале «Лира» раздираемое королевство достается герцогу Олбани. И пусть лично он никого и не убивал, его дорога к власти буквально уложена трупами. Однако в исполнении Алексея Колубкова он являл собой образ мудрого государя, способного собрать королевство воедино и примирить враждующие кланы. Не кажется ли вам, что с той же легкостью, с какой Колубков способен перевоплотиться из Олбани в Авгия, справедливый правитель может стать беспощадным тираном. Кстати, актер в обеих ролях на редкость убедителен и органичен. Если взять за аксиому замечания Каменьковича, что любая власть уродует человека до неузнаваемости, то такое предположение более чем уместно. А следовательно, было бы очень интересно увидеть третий спектакль Каменьковича о свойствах власти (о беззаконьях, о грехах, бегах, погонях), где трансформации был бы подвергнут философ Нестор, получивший власть из рук Геракла. Кто мог бы стать новым персонажем Петра Алексеенко и в кого превратится скромный интеллигент в очках, даже подумать страшно.
Пока же Нестор устраивает грандиозный спортивный праздник — Олимпийские игры. Кстати, интересный парадокс: спектакль по пьесе, запрещенной в СССР, заканчивается парадом героев в белых одеждах в лучших традициях фильма Александрова «Цирк». Но любой праздник подходит к концу, и людям придется начать жить обычной рутинной жизнью. Не превратить ее в очередные авгиевы конюшни — задача архисложная. В спектакле говорится, что справиться с этим можно только одним способом — не врать. Если никто не будет врать, тогда, конечно. Но богиня лжи Ата, побежденная, но не сдавшаяся, голосом потрясающей Марии Большовой очень четко интонирует, делая упор на слове «если». И становится очевидно, что с этой бестией мы еще встретимся, не раз она будет смущать умы царей и героев, которым, как мы знаем, возвышающий обман дороже тьмы низких истин. Так что – ждем продолжения.
Источник: SCOPE — артблог
Другие статьи- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоателье, Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на коне, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу», Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие», Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии Пушкина, Ольга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям Булгакова, Ольга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко», Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? , Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпе, Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийства, Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерах, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии Шекспира, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те же, Юлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко», Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяжения, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боится, Виктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у Воланда, Евгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра Фоменко, Анна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?, Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережной, Анна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина Агуреева, Вячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказано, Павел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантов, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок», Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре», Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
, Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовь, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера Рейбо, Наталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Вырыпаева, Дарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева, «Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпах, Вера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободе, Галина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера», Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессия, Дарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеров, Алексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыре, Оксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсах, Мария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров», Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советски, Анастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеров, Елена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеров, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеров, Наталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заел, Роман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принцип, Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мы, Александра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах Шагала, Ольга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко», Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессы, Дина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров», «Российская газета», 28.03.2011
- Наши в Дублине, Борис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романа, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина, «Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечности, Алена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Бесприданница, Ксения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-реке, Юлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звери, Елена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях., Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театра, Сальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на реку, Ирина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимых, Наталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любви, Алена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-реки, Ольга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресни, Григорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди, «Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новоселью, Алексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но метко, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для таланта, Алена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всех, Светлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогом, Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочь, Елена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешься, Марина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекур, Глеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи, «Pulse», 12.2002
- Сочинение по Пушкину, Нина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие Клеопатры, Елена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театру, Екатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда Петрова, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с Пушкиным, Ольга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |