In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Денис Аврамов
Полина Агуреева
Полина Айрапетова
Мария Андреева
Анатолий Анциферов
Карэн Бадалов
Ольга Бодрова
Елизавета Бойко
Юрий Буторин
Иван Вакуленко
Иван Верховых
Степан Владимиров
Игорь Войнаровский
Елена Ворончихина
Мария Геращенко
Анатолий Горячев
Мадлен Джабраилова
Лилия Егорова
Дмитрий Захаров
Амбарцум Кабанян
Галина Кашковская
Александра Кесельман
Алексей Колубков
Дарья Коныжева
Вениамин Краснянский
Михаил Крылов
Наталия Курдюбова
Ксения Кутепова
Полина Кутепова
Максим Литовченко
Илья Любимов
Олег Любимов
Фёдор Малышев
Наталья Мартынова
Виталий Метлин
Александр Мичков
Александр Моровов
Томас Моцкус
Олег Нирян
Екатерина Новокрещенова
Игорь Овчинников
Серафима Огарёва
Николай Орловский
Кирилл Пирогов
Степан Пьянков
Тагир Рахимов
Дмитрий Рудков
Владимир Свирский
Екатерина Смирнова
Вера Строкова
Владислав Ташбулатов
Валюс Тертелис
Юрий Титов
Владимир Топцов
Никита Тюнин
Галина Тюнина
Василий Фирсов
Евгений Цыганов
Роза Шмуклер
Рустэм Юскаев
Павел Яковлев
Сергей Якубенко
Борис Яновский

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ирина Петровская-Мишина
«Musecube», 29.10.2022

«Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме

Пушкин. «Маленькие трагедии». Навязло в зубах со школьных лет, правда же? И, тем не менее, «Мастерская Петра Фоменко» осмелилась в очередной раз подступиться к этому материалу, презентовав спектакль с необычным названием «Рыцарь. Моцарт. Пир» — да не где-нибудь, а прямо в фойе Новой сцены.

О том, что спектакль удался, можно судить уже по тому, что все билеты на ближайшие показы раскуплены. И действительно, режиссёр Фёдор Малышев не просто так выбрал классический материал: он точно знал, что хочет сказать публике и с какой целью принимается за работу.

«Рыцарь. Моцарт. Пир» — это новый взгляд на старину Александра Сергеевича. Не пугайтесь: никаких неуместных экспериментов и переворачивания Пушкина с ног на голову! Малышев — эдакий театральный психолог. Он выстраивает перед собой персонажей пьес «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и «Пир во время чумы» (то есть, четвёртая «маленькая трагедия», «Каменный гость», осталась за бортом постановки) и тщательно изучает их души.

Потому герои получаются абсолютно живыми и современными. Да, из их уст мы слышим всё те же строки — но звучат они крайне актуально.

И, оказывается, мотивация и даже характеры давно знакомых действующих лиц могут быть совершенно иными, нежели мы привыкли. И Сальери отнюдь не завидует Моцарту (кстати, исследователи считают, что сам Пушкин подразумевал именно то прочтение, которое близко Малышеву). А в «Скупом рыцаре» истинный отрицательный персонаж — тот, кого мы и не взялись бы подозревать в подобном.

Форма спектакля — чистый восторг. Я очень люблю, когда постановщики работают с «имеющимся под рукой» пространством. А здесь — великолепный интерьер фойе Новой сцены, который прямо упрашивает использовать его возможности.

Зрители (их всего-то получится чуть более тридцати — то бишь, вещь крайне камерная) размещаются на вращающихся стульях и получают указания, что можно (и нужно!) свободно вращаться в любые стороны. А без этого никак: действие будет развиваться со всех сторон, перемещаясь со сцены фойе на мраморные ступеньки (те, на которых обычно сидит публика в ожидании спектакля), на лестницу, ведущую к выходу из театра, к двери на балкон — тот самый, с которого открывается волшебный вид на Москва-реку и «Москву Сити» (и когда в один прекрасный момент раздвигается штора, просто дух захватывает)…

Вы когда-нибудь смотрели спектакль, в котором главная река столицы исполняет функцию даже не декорации — она почти сама играет роль в постановке? И учтите, что спектакль начинается в десять часов вечера (как раз тогда, когда закончено действо на основной сцене). А значит, на улице уже стемнело, и огни города становятся элементом светового дизайна (который в принципе великолепен — спасибо Степану Синицыну), завораживая и дополняя строки Пушкина.

Могу сразу дать совет, касающийся выбора места. Билеты не зря не разделены по ценовым категориям: куда бы вы ни сели, картина будет одинаково прекрасна. Последний ряд превратится в первый — и наоборот, а в центре импровизированного зрительного зала вам гарантирован идеальный обзор всех сцен вообще.

И совсем не зря опоздавших зрителей не пустят на спектакль (да, это вовсе не голословное предупреждение): после третьего звонка всё фойе превращается в сцену и закулисье, и попытка прокрасться на своё место начисто разрушит театральную магию. Так что будьте пунктуальны!

На сайте указано, что «Рыцарь. Моцарт. Пир» длится ровно час. На деле — примерно час двадцать, а как бы хотелось, чтобы это чудо не заканчивалось как можно дольше!.. Так бы и слушать до утра песню Мэри, внимать гимну чуме, метаться вместе с Сальери или сокрушаться о своих богатствах дуэтом со скупым рыцарем…

Монохромная постановка (костюмы — Валерия Курочкина), в которой рукотворных декораций нет вообще, а мы, по сути, смотрим сами на себя (не зря же артисты в сцене «Пира» размещены в самом настоящем зрительном зале), давит и пугает, одновременно возвышая и восхищая. И, конечно же, нельзя не воспеть хвалу шикарному актёрскому ансамблю. Дмитрий Захаров, Александра Кесельман, Роза Шмуклер, Алексей Колубков, Александр Мичков, Анатолий Анциферов, Дмитрий Рудков, Анатолий Горячев, Фёдор Малышев, Василий Фирсов и Рафкат Бадретдинов (он не только слепой скрыпач, но и ответственный за звуковое оформление постановки) делают то, что я терпеть не могу, так, как я обожаю. В смысле, читают стихи, как будто это не текст автора XIX века, а слова, исходящие из их сердец.

Если в наши дни и ставить «Маленькие трагедии» — то вот так. Без какого-либо пафоса, замещённого неоспоримой жизненной правдой, легко и красиво, изобретательно — и при этом просто.

И ты веришь всем героям. Потому что они — не картонные фигуры, а такие же, как ты сам, как твой сосед по зрительному залу, как прохожие на улице… И пусть их беды и проблемы гипертрофированы, но и они тебе понятны и близки.

«Рыцарь. Моцарт. Пир» — ещё одна яркая строка в афише «фоменок». Так что, если увидите хоть один билет в продаже, хватайте, не раздумывая.

Про такие спектакли сложно рассказывать. Ибо они бьют и в душу, и в разум столь сильно, что их надо переживать молча, смакуя каждую ноту впечатлений. Потому позвольте мне продолжать именно этим и заниматься, предварительно резюмировав: Фёдор Малышев разместил ещё один маленький шедевр на театральной карте Москвы. И я рекомендую прожить его!

Источник: Musecube


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100