|
Светлана Хохрякова «Московский комсомолец», 19.02.2024 В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Ольга Бодрова сыграла купеческую дочь на выданье, мечтающую о дворянском счастьеАвторов спектакля заинтересовал исторический факт: пьеса Гоголя вышла спустя два года после появления первого фотоателье, возможности которого «совершенно невероятно» преувеличили, что и задало причудливый ход событиям. Дом покойного купца Купердягина превратился в модное и пока еще диковинное заведение. Для сценографа Ирины Кориной «Фотоателье Купердягиных» — символ великой иллюзии. В жизни может ничего и не произойти, сколько ни мечтай, а на страницах фотоальбома навсегда остается нечто небывалое.
Каждый из претендентов на руку и сердце купеческой дочки Агафьи Тихоновны фотографируется на фоне шедевров итальянской архитектуры, столь любимых Гоголем, и невеста имеет возможность каждого из них внимательно рассмотреть. На сцене целое собрание передвижных ширм на колесах с дагерротипными портретами женихов в полный рост. Фотограф Иван Михайловский специально для спектакля снимал актеров в антураже эпохи. Даже балкон на колесах выкатывают, и Агафья Тихоновна на нем выглядит словно Джульетта.
В фотоателье можно просунуть голову в тантамареску и сфотографироваться в чужом теле, позировать, раскачиваясь на качелях, или на фоне балюстрады и вазона с искусственными цветами, создавая иллюзию пребывания у моря. Истории известны прецеденты, когда интеллектуалы обнародовали свои морские снимки, но при этом никогда не бывали на побережье, а мы теперь рассматриваем их фотографии, пытаясь понять суть подмен и выдуманной биографии.
Помимо фотоателье Агафья Тихоновна унаследовала от папеньки и свадебный салон, о чем свидетельствует вывеска. Словом, у нее полный комплект для обустройства бракосочетания. И невеста свежая, ядреная, и сваха расстаралась, и женихи клубятся. До 27 годков в девицах засиделась красавица. Пора уже сделать выбор. У Агафьи Купердягиной в исполнении Ольги Бодровой душа нараспашку, глаза разбегаются. Она добра и невинна, готова принять и полюбить любого. В каждом женихе находит что-то привлекательное, каким бы чудовищем он ни был. Даже фамилию Яичница согласна носить, ведь этот самый Яичница ей кажется видным кавалером. А женихи — один чуднее другого, но ставки высоки. Подавай им невесту с приданым, способную изъясняться по-французски.
А ей так хочется дворянского счастья. За купца выходить она не желает. Едва ли не с самого начала Агафья Тихоновна в подвенечном белом платье — странном, квадратном. Ждет подходящего момента. Художник по костюмам Мария Боровская одела ее в непонятное нечто, словно для того, чтобы скрыть особенности фигуры. Кто-то подумает, что ради актрисы, только-только вернувшейся на сцену после рождения ребенка. Но нет, Ольга Бодрова все так же стройна, как и прежде. Позднее будет возможность в этом убедиться.
На сцене появляется портрет Гоголя, на который, словно на икону, смотрит коленопреклоненный Илья Фомич Кочкарев — неугомонный друг жениха Подколёсина. В спектакле много диковин, пустячков, составляющих всеобщую кутерьму, поступательное движение к иллюзорному счастью ближнего. А-ля хрустальная люстра, которую вывозят, а-ля гранитный лев, словно с берегов Невы, читаются как привет безвременно ушедшему из репертуара спектаклю Дмитрия Крымова «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». Здесь много приветов в том числе Пушкину. Как без него?
Александр Сергеевич все время подает сигналы. Стремились к этому авторы спектакля или так случилось помимо их воли, не имеет особого значения. Кто, как не Пушкин, щедро делился идеями, сподвиг Гоголя к созданию «Ревизора» и «Мертвых душ», и в спектакле звучат его стихи. Евгений Каменькович, предваряя выход спектакля, напомнил, что есть основания полагать, что Пушкин «Женитьбу» не прочитал, хотя Гоголь ему рукопись отправлял. Об этом свидетельствует его письмо Александру Сергеевичу, в котором он просит вернуть экземпляр, приписав: «если он вам не нужен». Гоголь признавался, что «ни одну строку не писал без того, чтобы не воображал его перед собою».
Юрий Буторин играет кудрявого и неугомонного Кочкарева, одетого в красную крылатку с пелериной по моде пушкинского времени, так, словно это Пушкин. Он уже не может остановиться в намерении женить друга, отнимая хлеб у профессиональной свахи Феклы Ивановны, которую на сумасшедшей скорости сыграла Марлен Джабраилова. Довести до венца Ивана Кузьмича Подколёсина он готов любой ценой, и не то чтобы для него это дело чести. Просто почти Александра Сергеевича понесло.
Зажатого, напоминающего кокон и перманентно не готового к женитьбе Подколёсина играет Иван Вакуленко. Он взбирается на половину коня, и перед нами «Медный всадник» — еще один привет Пушкину. А-ля гранитный лев становится Подколёсину ложем, на котором можно прикорнуть, как на диване. Жизнь вечного жениха по-своему удивительна. А окно для бегства ему будет даром небес — его спустят с колосников как искушение.
Слугу Подколёсина Степана играет молодой актер Борис Яновский, о котором мы еще услышим. На курсе Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе он играл в «Женитьбе» Подколёсина, а теперь очень хорош в роли разливающегося как мед Степана. Дуняшка — девочка в доме Купердягиных — юркая девица, фотографирующая на смотринах женихов Агафьи Тихоновны, снующая по комнатам, создавая иллюзию всеохватывающей предсвадебной кутерьмы. Ее сыграла Екатерина Новокрещенова — тоже из нового призыва, выпускница мастерской Каменьковича и Крымова 2023 года. Круговерть событий — всепожирающий молох, и миновать его невозможно. Все решено помимо нас.
Источник: «Московский комсомолец»
Другие статьи- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоателье, Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на коне, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу», Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие», Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии Пушкина, Ольга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям Булгакова, Ольга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко», Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Пошли на «Подвиг»? , Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпе, Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Чисто шотландские убийства, Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Король Лир как раб на галерах, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Три сестры по версии Шекспира, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Москва изменилась, а люди в ней все те же, Юлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко», Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяжения, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боится, Виктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у Воланда, Евгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра Фоменко, Анна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?, Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережной, Анна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина Агуреева, Вячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказано, Павел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантов, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок», Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре», Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
, Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовь, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера Рейбо, Наталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Вырыпаева, Дарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева, «Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпах, Вера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Танцы о свободе, Галина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера», Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессия, Дарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеров, Алексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Три на четыре, Оксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсах, Мария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров», Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советски, Анастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеров, Елена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Пять вечеров, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеров, Наталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заел, Роман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принцип, Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Такие же, как не мы, Александра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах Шагала, Ольга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко», Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессы, Дина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров», «Российская газета», 28.03.2011
- Наши в Дублине, Борис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Театральное изложение запрещенного романа, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина, «Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечности, Алена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Бесприданница, Ксения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Дом Островского на Москве-реке, Юлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звери, Елена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях., Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театра, Сальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на реку, Ирина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимых, Наталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любви, Алена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-реки, Ольга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресни, Григорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди, «Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новоселью, Алексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но метко, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Крыша для таланта, Алена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всех, Светлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Не шутите с носорогом, Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Генеральская дочь, Елена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешься, Марина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекур, Глеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Египетские ночи, «Pulse», 12.2002
- Сочинение по Пушкину, Нина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Условие Клеопатры, Елена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театру, Екатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда Петрова, Дина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с Пушкиным, Ольга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |