In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Денис Аврамов
Полина Агуреева
Полина Айрапетова
Мария Андреева
Анатолий Анциферов
Карэн Бадалов
Ольга Бодрова
Елизавета Бойко
Юрий Буторин
Иван Вакуленко
Иван Верховых
Степан Владимиров
Игорь Войнаровский
Елена Ворончихина
Мария Геращенко
Анатолий Горячев
Мадлен Джабраилова
Лилия Егорова
Дмитрий Захаров
Амбарцум Кабанян
Галина Кашковская
Александра Кесельман
Алексей Колубков
Дарья Коныжева
Вениамин Краснянский
Михаил Крылов
Наталия Курдюбова
Ксения Кутепова
Полина Кутепова
Максим Литовченко
София Лукиных
Илья Любимов
Олег Любимов
Фёдор Малышев
Наталья Мартынова
Виталий Метлин
Александр Мичков
Александр Моровов
Томас Моцкус
Олег Нирян
Екатерина Новокрещенова
Игорь Овчинников
Серафима Огарёва
Николай Орловский
Кирилл Пирогов
Степан Пьянков
Тагир Рахимов
Дмитрий Рудков
Владимир Свирский
Екатерина Смирнова
Вера Строкова
Владислав Ташбулатов
Валюс Тертелис
Юрий Титов
Владимир Топцов
Никита Тюнин
Галина Тюнина
Василий Фирсов
Евгений Цыганов
Роза Шмуклер
Рустэм Юскаев
Павел Яковлев
Сергей Якубенко
Борис Яновский

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ




«Итоги», 7.12.2009

Всех утопил

Петр Фоменко, поставив «Триптих» по Пушкину, дал понять, что его еще рано отправлять на покой



Несколько лет назад в маленьком семейном театрике «Тень» устроили забавнейшую видео?презентацию режиссерских замыслов. Едва ли не самым значительным нашим режиссерам было предложено что-то поставить в кукольном пространстве «Тени», они откликнулись, и приглашенная публика радостно наблюдала, как возникающие на экране мэтры с разной степенью готовности излагали свои затеи. Петр Наумович Фоменко, оказалось, мечтал поставить незаконченный пушкинский набросок «Сцена из Фауста». Помню, как, люто сверкая глазами, он восторженно выкрикивал в камеру: «Все утопить», и все смеялись. Выясняется, напрасно. Идею эту Фоменко не бросил, «Сцену из Фауста» он вставил в свой только что выпущенный спектакль, и в финале всем нам на орехи досталось.

А теперь о серьезном. В последние годы все актуальнее и острее звучат в нашем театральном сообществе разговоры о возрасте. О том, что русский театр и едва ли не все его былые гении и гуру, так называемые ведущие режиссеры, безнадежно постарели и уже «не догоняют» своих европейских коллег и конкурентов. Там со сменой поколений дело обстоит гораздо проще и естественнее. Продвинутые критики, отдавая дань прошлым заслугам того или иного мэтра, пишут, что теперь уж они не те, и сказать им нечего, и повторяют они сами себя, выезжая на отработанных приемах. И это, увы, не пустяки, от которых легко отмахнуться, говоря банальности о необходимом опыте ветеранов. Тут и в самом деле проблема, с которой каждый, перешедший определенный возрастной рубеж (кому какой обозначен), сталкивается. Фоменко, например, не просто слышит эти разговоры, он к ним прислушивается. Кивает головой, соглашаясь. Да, устарел, и силы уже не те, и энергии не хватает, и уходить надо вовремя. Режиссер он и впрямь какой-то несовременный. Компьютером не владеет, мобильным телефоном не пользуется, никакие, прости господи, инновации в театре не признает. И к новому своему зданию, из бетона, стекла и лестниц состоящему, никак не привыкнет. Еще как за соломинку хватается за старых, любимых авторов, игнорируя современные, острые, вызывающие дискуссии тексты.

Словом, не модный человек. Ну и Пушкин, хоть он все еще по традиции «наше все», тоже сегодня не моден. И ритмы у него не те, не скачут вприпрыжку, и рифмы какие-то округлые, убаюкивающие. «Пора, пора! рога трубят;/ Псари в охотничьих уборах/ Чем свет уж на конях сидят…» — это из «Графа Нулина», начинающего «Триптих». Фоменко, кстати говоря, тоже упрекают, что он в своих спектаклях убаюкивает публику, увлекает ее обаянием театральной игры, уводит от больных и неприятных вопросов, сглаживает действительность. Черт его знает, может, так и было, а только «Триптих» этот — не просто привычно милый, легко предсказуемый спектакль мастера, о нем не скажешь: прелесть что за штучка. Это спектакль-высказывание, желчное и печальное, в котором если и убаюкивают кого поначалу анекдотическим «Графом Нулиным», то для того только, чтобы столкнуть потом лицом к лицу с отвратительно кривляющейся Смертью. Здесь пушкинское «…упоение в бою,/ И бездны мрачной на краю» ощущается у Фоменко как, может быть, ни в каком другом его создании. 

Наверное, можно сказать, что этот «Триптих», состоящий из «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцены из Фауста», поставлен о скуке. О том, до каких пределов она может довести человека. Три действия, три разных жанра, одни и те же актеры, разыгрывающие эти истории. Объединяет их театр, по-своему преобразующий каждый сюжет. В любви к этому странному, засасывающему, не отпускающему на волю виду искусства Фоменко и впрямь неизменен. Спектакль идет в малом зале нового здания, и первое действие малым пространством вполне ограничивается. Крутые лестницы по бокам, где-то на верхотуре сидящий стихотворец, он же Лидин, сосед, подозрительно напоминающий Пушкина (Кирилл Пирогов). Кудри, баки, перо в руках, лукавый взгляд — все при нем. Ему сверху, ясное дело, видно все. Видно, как ввели к скучающей барыне Наталье Павловне (Галина Тюнина) хромающего барина, графа Нулина «из чужих краев» (Карэн Бадалов), как смешно они кокетничали за обеденным столом и как решился он нанести даме ночной визит: «Что, если можно?» Ну и так далее. Играется этот деревенский анекдот нежно и лукаво одновременно, слегка впроброс, как всякое начало истории, у которой впереди столько всего.

В «Каменном госте» легкий флирт, затеянный от скуки, сменяется вызывающим богоборчеством Дон Гуана, едва не умершего в изгнании от скуки. (Именно в этой роли видно, что Кирилл Пирогов вырос в большого артиста.) Здесь Бадалов изящно превращается в язвительного Лепорелло, Тюнина — Донна Анна притягательно прячет лицо под черной вуалью неутешной вдовы, а Мадлен Джабраилова блистательно играет Лауру. В какой-то неуловимый момент взвивается куда-то вверх стена, отделяющая малый зал от фойе театра, и открывшиеся гулкие, холодные лестничные переходы сами собой превращаются в пространство католического собора с могильными плитами и статуями. На надгробии Командора принимает гостей веселая Лаура. Там же умирает Дон Карлос (Максим Литовченко), сраженный Гуаном, а над его остывающим телом («Убит? прекрасно!.. Куда я выброшу его?») сходятся двое безбожников в любовном объятии. На той же могиле, легко овладев тишайшей богомолкой-вдовой, скучающий соблазнитель встречается наконец с «пожатьем каменной десницы». Тщедушный маленький клоун в черном трико, выйдя из тени огромной статуи, пришел на зов и оставил за собой пару трупов и звенящую эхом пустоту.

Третье действие играется уже прямиком в Аду, где чертовка-смерть режется в карты с неусидчивыми грешниками. «Мне скучно, бес», — объявляет наш Фауст — Пирогов Мефистофелю — Бадалову. И вся эта самодеятельная актерская труппа из преисподней для него одного разыгрывает свой жутковатый спектакль. Глумливыми голосами, припрыгивая и извиваясь, они декламируют ему Бродского: «Я есть антифашист и антифауст./ Их либе жизнь и обожаю хаос…» — так в эту гремучую смесь европейского Средневековья и русского XIX века входит наше жесткое космополитическое время. И, выглядывая кого-то в зале, Мефистофель злорадно чеканит свой приговор: «…И всяк зевает да живет —/ И всех вас гроб, зевая, ждет». Ну и откуда-то сверху валится на публику огромное шелковое полотнище — то ли океан, то ли театральный занавес, так осуществилось пожелание умирающего от тоски Фауста: все утопить.

Именно в «Триптихе» вопреки всем сочиненным о режиссере апокрифам явственно обнаружилось, что этот сентиментальный старый романтик Петр Фоменко, забавник и хулиган, мягко говоря, не слишком высокого мнения о человеческой природе. Какое уж тут утешение, когда о жизни и смерти речь. Сарказм и злая, бессильная горечь, как ни прячет он их за привычной усмешкой, через край сочатся. Новый тут Фоменко, неожиданный. К такому мы еще не привыкли. Выходит, рано ему на покой.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100