In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Денис Аврамов
Полина Агуреева
Полина Айрапетова
Мария Андреева
Анатолий Анциферов
Карэн Бадалов
Ольга Бодрова
Елизавета Бойко
Юрий Буторин
Иван Вакуленко
Иван Верховых
Степан Владимиров
Игорь Войнаровский
Елена Ворончихина
Мария Геращенко
Анатолий Горячев
Мадлен Джабраилова
Лилия Егорова
Дмитрий Захаров
Амбарцум Кабанян
Галина Кашковская
Александра Кесельман
Алексей Колубков
Дарья Коныжева
Вениамин Краснянский
Михаил Крылов
Наталия Курдюбова
Ксения Кутепова
Полина Кутепова
Максим Литовченко
София Лукиных
Илья Любимов
Олег Любимов
Фёдор Малышев
Наталья Мартынова
Виталий Метлин
Александр Мичков
Александр Моровов
Томас Моцкус
Олег Нирян
Екатерина Новокрещенова
Игорь Овчинников
Серафима Огарёва
Николай Орловский
Кирилл Пирогов
Степан Пьянков
Тагир Рахимов
Дмитрий Рудков
Владимир Свирский
Екатерина Смирнова
Вера Строкова
Владислав Ташбулатов
Валюс Тертелис
Юрий Титов
Владимир Топцов
Никита Тюнин
Галина Тюнина
Василий Фирсов
Евгений Цыганов
Роза Шмуклер
Рустэм Юскаев
Павел Яковлев
Сергей Якубенко
Борис Яновский

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алла Шевелева
«Известия», 13.04.2012

Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолии

В Мастерской Петра Фоменко есть традиция — каждый актер может подготовить отрывок и показать коллегам на специальном «вечере проб и ошибок». Именно из такой самостоятельной работы родился спектакль «Театральный роман», в котором актер Кирилл Пирогов не только сыграл главную роль, но и дебютировал в качестве режиссера.

Репетиции затянулись почти на полтора года, не обошлось без вмешательства мэтра. По итогу в театральной программке авторами спектакля значатся и мастер, и ученик, хотя режиссерский почерк «Театрального романа» хорошо узнаваем.

Произведение, в котором Булгаков описывал историю своего знакомства с Художественным театром, принято трактовать по-разному. С одной стороны, это памфлет, ироничный портрет сложного внутреннего устройства театрального мира, с другой — невеселая история мытарств творческого человека.

В спектакле Мастерской обе линии существуют параллельно, даже когда пересекаются. Кирилл Пирогов в роли Максудова как тень кружится по огромной темной сцене, освещенной крохотной лампочкой, словно булгаковский Мастер. Редкие гости врываются в мир его грез, как нечистая сила. Они появляются откуда-то из глубины сцены в клубах дыма, под музыку из «Фауста».

Максудов — рассказчик и одновременно главный участник событий романа, существует в спектакле обособленно. Он отстранено наблюдает за той или иной сценой, даже если находится внутри нее. Закулисный мир чарует и манит героя, но Максудов (как и Булгаков), так и не становится «человеком театра».

Знакомые с миром закулисья не понаслышке, участники спектакля создали некий собирательный образ театрального организма с его иерархией, интригами, амбициями и бьющей ключом эмоциональностью. Три поколения учеников Фоменко умудрились из каждой незначительной роли сделать маленький шедевр.

Галина Тюнина изображает секретаршу Немировича-Данченко, оберегающую покой патрона и отстаивающую его интересы с одержимостью жрицы. Олег Нирян играет три роли (издателя Рудольфи, режиссера Ильчина и заместителя директора МХАТ), и в каждой он неузнаваем. Бесподобна Галина Кашковская в образе кокетки Пряхиной, послушной последовательницы «Системы».

К открытиям спектакля можно отнести игру Максима Литовченко, который совместил в роли Станиславского портрет исторического лица и одновременно пародию на наше представление о нем. Младшее поколение театра (не прямые ученики Фоменко) подобной скрупулезностью, к сожалению, не отличилось.

Глядя на структуру постановки, узнаешь Петра Фоменко и в тоже самое время не узнаешь. «Театральный роман» пестрит фирменными приемами режиссера, но они не срабатывают. Парадокс заключается в том, что очарование, ирония и остро-характерная театральность, без которых раньше не обходился ни один спектакль мэтра, в истории про магию сцены начисто отсутствуют.

Новая постановка Мастерской занимает достойное место среди последних работ мастера. Приходится признать, что легкое дыхание жизни, упоение счастьем перестали интересовать Фоменко уже в «Бесприданнице». В поздних работах появилась та самая меланхолия, из-за которой неизлечимо больной Максудов кинулся с Цепного моста.

Впрочем, в спектакле Фоменко герой просто покидает сцену, растаяв в театральном дыму. А на прощание поворачивается к зрителям и задумчиво бормочет первые строчки своего нового сочинения о Понтии Пилате.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100