In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Денис Аврамов
Полина Агуреева
Полина Айрапетова
Мария Андреева
Анатолий Анциферов
Карэн Бадалов
Ольга Бодрова
Елизавета Бойко
Юрий Буторин
Иван Вакуленко
Иван Верховых
Степан Владимиров
Игорь Войнаровский
Елена Ворончихина
Мария Геращенко
Анатолий Горячев
Мадлен Джабраилова
Лилия Егорова
Дмитрий Захаров
Амбарцум Кабанян
Галина Кашковская
Александра Кесельман
Алексей Колубков
Дарья Коныжева
Вениамин Краснянский
Михаил Крылов
Наталия Курдюбова
Ксения Кутепова
Полина Кутепова
Максим Литовченко
София Лукиных
Илья Любимов
Олег Любимов
Фёдор Малышев
Наталья Мартынова
Виталий Метлин
Александр Мичков
Александр Моровов
Томас Моцкус
Олег Нирян
Екатерина Новокрещенова
Игорь Овчинников
Серафима Огарёва
Николай Орловский
Кирилл Пирогов
Степан Пьянков
Тагир Рахимов
Дмитрий Рудков
Владимир Свирский
Екатерина Смирнова
Вера Строкова
Владислав Ташбулатов
Валюс Тертелис
Юрий Титов
Владимир Топцов
Никита Тюнин
Галина Тюнина
Василий Фирсов
Евгений Цыганов
Роза Шмуклер
Рустэм Юскаев
Павел Яковлев
Сергей Якубенко
Борис Яновский

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Анастасия Плешакова
«Комсомольская правда», 17.04.2012

Фоменки посмеялись вместе с Булгаковым

Актер Кирилл Пирогов поставил в «Мастерской Петра Фоменко» спектакль «Театральный роман»

Года полтора назад, на «вечере проб и ошибок», где актеры показывают самостоятельные работы своему худруку Петру Фоменко, Кирилл Пирогов предъявил этюд из булгаковского «Театрального романа». Петру Наумовичу его этюд понравился, и он дал добро продолжить репетиции. В итоге родился спектакль, который начал Пирогов, а довел до ума уже Фоменко. Оба они значатся «авторами спектакля». Кирилл играет еще и главную роль — молодого литератора Максудова.

Зачем нужны эти подробности театральной кухни? Так театральная кухня и есть главная героиня спектакля.

Факт биографии Михаила Булгакова — сотрудничество писателя с Московским художественным театром — стал для писателя поводом, чтобы написать ироничный «Театральный роман». Пародировал он тогдашний МХАТ и его отцов-основателей, Станиславского и Немировича-Данченко (в спектакле они спрятаны под именами директоров Независимого театра — Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича). И хотя дело это давнее (знакомство Булгакова со МХАТом состоялось во время постановки «Дней Турбиных», в спектакле эта пьеса называется «Черный снег») и обиды вместе с героями той истории давно умерли, но автобиографическое повествование оказалось и к месту, и ко времени. Да и просто оно очень смешно.

Из люка на сцену, словно с того света, выплывает старый ипохондрик и маразматик — директор театра Иван Васильевич (его играет Максим Литовченко). Он восседает на диване, обернутый в клетчатый плед. «Простуды не чувствуете? А здоровье
вашего батюшки как? — спрашивает он у Максудова; выясняется, что батюшка у того умер. — Ужасно. Кто лечил? Нужно было обратиться к профессору Плетушкову, тогда бы ничего не было. А еще лучше… гомеопаты».

Булгаковский текст сохранен, и зрители, особенно те, кто не читал роман, просто хохочут над его репризами весь спектакль. У более искушенных происходящее на сцене навеяло более сложные ассоциации. Спектакль у фоменок получился не столько об истории МХАТа, сколько о кризисе театра вообще.

«Я был свидетелем крушения, агонии старого МХАТа. Чтобы его спасти, туда был назначен Олег Ефремов», — после спектакля делился со мной своими впечатлениями драматург Эдвард Радзинский. А прошлым летом, припомнила я к слову, все мы стали свидетелями крушения в Театре на Таганке. И Театр им. Маяковского — до того, как туда был назначен Карбаускис, — был на грани крушения. 

Случайно это или так задумал режиссер, но нынешняя премьера совпала по времени с началом действия в «Театральном романе». Конец зиме, холоду и вьюгам, наступает долгожданный апрель… Прямо как у нас за окном. По-моему, и в этом совпадении читается намек: действие на сцене имеет к дню сегодняшнему прямое отношение. Интриги и склоки, борьба самолюбий, писатели-завистники, безумные режиссеры, конфликт «отцов и детей», основоположников, «середняков» и «талантливой молодежи» — все из сегодняшней театральной и нетеатральной жизни. Повадки повелительницы приемной Аристарха Платоновича — Поликсены Торопецкой — актриса Галина Тюнина наверняка подсмотрела в театральных приемных. Как она крестится на портрет своего начальника (Немировича-Данченко), как прикладывается рукой к этой иконе!

Придирчивый зритель, возможно, посетует, что из спектакля убежала важная сцена репетиции, которая должна убедить автора, а вместе с ним и зрителя — легендарная теория (система Станиславского) затрещит по швам, едва актриса изобразит плач угнетенного и обиженного так, что спятит кот и раздерет занавеску. Начало спектакля, может быть, слегка затянуто — но пролог и в булгаковском романе смущал критиков. Но «Театральный роман» удался, а как ему дышится, покажет время.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100