In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Денис Аврамов
Полина Агуреева
Полина Айрапетова
Мария Андреева
Анатолий Анциферов
Карэн Бадалов
Ольга Бодрова
Елизавета Бойко
Юрий Буторин
Иван Вакуленко
Иван Верховых
Степан Владимиров
Игорь Войнаровский
Елена Ворончихина
Мария Геращенко
Анатолий Горячев
Мадлен Джабраилова
Лилия Егорова
Дмитрий Захаров
Амбарцум Кабанян
Галина Кашковская
Александра Кесельман
Алексей Колубков
Дарья Коныжева
Вениамин Краснянский
Михаил Крылов
Наталия Курдюбова
Ксения Кутепова
Полина Кутепова
Максим Литовченко
Илья Любимов
Олег Любимов
Фёдор Малышев
Наталья Мартынова
Виталий Метлин
Александр Мичков
Александр Моровов
Томас Моцкус
Олег Нирян
Екатерина Новокрещенова
Игорь Овчинников
Серафима Огарёва
Николай Орловский
Кирилл Пирогов
Степан Пьянков
Тагир Рахимов
Дмитрий Рудков
Владимир Свирский
Екатерина Смирнова
Вера Строкова
Владислав Ташбулатов
Валюс Тертелис
Юрий Титов
Владимир Топцов
Никита Тюнин
Галина Тюнина
Василий Фирсов
Евгений Цыганов
Роза Шмуклер
Рустэм Юскаев
Павел Яковлев
Сергей Якубенко
Борис Яновский

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Марина Шимадина
«Эксперт», 7.05.2012

Театр восковых фигур

Живой Станиславский и его актеры вышли на сцену в инсценировке булгаковского «Театрального романа»

Мастерская Петра Фоменко наконец-то выпустила долгожданный «Театральный роман», который начинал ставить Кирилл Пирогов, а доводил до ума сам Петр Наумович. Премьеру ждали с нетерпением, потому что знаменитая булгаковская сатира на советский МХАТ, написанная после постановки его «Дней Турбиных», обещала обернуться пародией на саму Мастерскую — один из самых популярных и титулованных московских театров, куда по-прежнему трудно достать билеты, где есть свои неписаные правила и строгая иерархия: «отец-основатель», «основоположники», «середняки» и «молодежь». Однако постановщики остались верны фирменному мягкому стилю Мастерской и на открытую сатиру не решились. Вместо этого актеры разыграли историю о театральном закулисье вообще с прозрачными намеками на прежний, булгаковский МХАТ. В портретах двух директоров Независимого театра, на которые чуть ли не молятся две соперницы-секретарши, бесподобно сыгранные Мадлен Джабраиловой и Галиной Тюниной, угадываются черты Станиславского и Немировича-Данченко. За сценой звучит знаменитый марш из «Синей птицы». А играющий Ивана Васильвича Максим Литовченко загримирован под Станиславского с такой же тщательностью, как Безруков под Высоцкого. Он эффектно появляется откуда-то из-под пола, неподвижный, как восковая фигура в музее, еле шевелит губами, поминутно принимает гомеопатию, кутается в клетчатый плед и сладко спит, пока Максудов читает ему свою пьесу. Коротенькая, но блестяще сыгранная сцена срывает бурные аплодисменты. Мотив восковых фигур повторится в спектакле еще раз, когда красиво рассаженные основоположники на худсовете театра вдруг застынут и превратятся в безвольных кукол, которых артист Бомбардов, объясняющий Максудову устройство этой странной театральной машины, будет валять так и сяк.
Но таких прекрасных и с оттяжкой сделанных эпизодов в постановке не много. Вся первая часть с историей публикации романа Максудова «Черный снег» (у Булгакова имеется в виду, конечно, «Белая гвардия»), где выведена журналистская и литературная московская тусовка, вышла бледной и неинтересной. Театральное закулисье, более близкое и понятное актерам, они изображают гораздо живее и смешнее. Этой первой частью можно было бы совсем пожертвовать ради не вошедших в спектакль глав с репетициями пьесы, где Булгаков высмеивает пресловутую систему Станиславского, — вот было бы раздолье для дружеских шаржей. Но спектакль останавливается на том месте, где пьесу Максудова зарубают, потому что в ней нет ролей для основоположников, и он уходит из театра писать новый роман.

Возникает ощущение, что история заканчивается на полуслове, на полдороге. В отношении замыслов тоже остается много неясного.

Затеявший всю эту историю Кирилл Пирогов, видимо, хотел высказаться на тему художника, который остается чужим для любого общества — литературного или театрального. Он играет Максудова типичным поэтом-меланхоликом со спутанными волосами и суицидальными наклонностями, произносящим слова нараспев. Все остальные отрываются, изображая мир театрального закулисья. Но его нелепость, лживость и даже жестокость показаны с умилением, с каким мамаша взирает на свое капризное, измазанное в шоколаде чадо. Тут нет жесткого, ироничного взгляда со стороны, но нет и личной исповедальной интонации, будто «фоменкам» нечего рассказать о нелегкой актерской судьбе.

В результате спектакль распадается на серию этюдов — милых, симпатичных, забавных, мастерски сделанных, но не срастающихся в единое целое. Зато, как говорится, никого и не обидели.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100