|
Ольга Фукс «Ведомости», 12.05.2012 Внесистемный СтаниславскийИзвестие, что в Мастерской Петра Фоменко поставили «Театральный роман» Булгакова, звучит для для московской публики как рекомендация: надо смотреть. Публика не будет обманута: популярный театр разыграл популярную классику в фирменном стиле
За последнее десятилетие «Театральный роман» ставился в Москве трижды. Юрий Любимов недвусмысленно указывал на время его создания: на пленившем воображение Максудова бутафорском коне восседал Сталин, в преддверии «омхачивания» на сцене красовались гигантские портреты основоположников a la плакатная трехголовая гидра Маркс — Энгельс — Ленин, а из-за портрета Станиславского выглядывал насмерть запуганный человечек Иван Васильевич (Валерий Золотухин). Константин Богомолов (в Театре им. Гоголя) сочинил поверх плотного булгаковского текста массу гэгов, львиная доля которых посвящалась впавшему в маразм, помешанному на собственном величии худруку. Словом, у кого о чем болит «Театральный роман», тот о том и говорит. У «фоменок» он о точке невозврата. За которой живое, изменчивое искусство превращается в мертвую догму. В Мастерской играют историю о том, как уходит молодость, которая казалась вечной, и вот ты уже «основоположник» и молодежь дышит тебе в спину, претендуя на твои роли, вытесняя тебя на обочину. О том, как расходятся пути вчерашних братьев по искусству, превращая в едкий фарс их совместное искусственное «дожитие». Кирилл Пирогов, инициатор затеи и сосед Петра Фоменко в строчке «авторы спектакля», взял на себя самую длинную и опасную роль — писателя Максудова, рефлектирующего наблюдателя, меланхолического Простодушного, который силится постичь законы мира искусства. Его герою приходится весь спектакль балансировать между любопытством и оторопью, надеждой и отчаянием, интеллигентностью и желчью — других красок и действий Булгаков ему не оставил. Остальным актерам достались роли-шаржи, короткие, но яркие, шкатулочной выделки. Обменялись взглядами, как ударами рапиры, секретарши театральных богов Августа Менажраки и Поликсена Торопецкая (Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина). Под арию из «Фауста» соткался из дыма перед Максудовым в петле добрый мефистофель Рудольфи (Олег Нирян). Фома Стриж (Иван Вакуленко) выскочил одетым под Мейерхольда времен революционного Октября. Исполненный достоинства Елагин (Игорь Войнаровский) блеснул знаменитой репликой Добронравова о том, что художественная часть не может вызывать художественное целое. Объясняя Максудову, как работает «самая сложная из машин — театр», Бомбардов (Никита Тюнин) рассаживает в карикатурных позах корифеев, которые только что на худсовете растоптали самолюбие Максудова, после чего окончательно забронзовели и окуклились. Бенефис и вовсе случился у актера, который никогда не бывал на первых ролях. Максим Литовченко в гриме Станиславского, вознесенного подъемником из театральной преисподней, до оторопи похож на классика с его сплавом тишайших манер и убийственных выводов. Авторы спектакля решили отказаться от второй части романа — репетиции «Черного снега» с умело разогретыми театральными скандалами и изнурительным вмешательством КС. На пьесе Максудова здесь поставлен крест, но в голове его уже рождаются строчки про тьму, накрывшую Ершалаим. Ведь искусство, убеждают нас «фоменки» со всем присущим им мастерством, — это та соломинка, за которую можно цепляться бесконечно.
Другие статьи- «Как жаль
», Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- Драматург, прочь из театра!, Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра Фоменко, Любовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный Станиславский, Ольга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигур, Марина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзий, Елена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман», Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театра, Мария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с Булгаковым, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический роман, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко», Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедия, Ольга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковски, Наталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолии, Алла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Москвичи увидели живого Cтаниславского, Вера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман», «Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения», Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Человеческое, слишком человеческое, Галина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Мне скучно, бес, Алена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил, «Итоги», 7.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
», Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха», «Lenta.Ru», 3.12.2009
- Все, кроме любви, Елена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Односторонний брак, Алла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- Карнавальный бенефис, Алена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- К чертям собачьим, Дина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006
- Женщина с веером и характером, Ольга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Пока все дома, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Пробками закидали, Глеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрел, Олег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочь, Елена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешься, Марина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
Другие статьи: 1 | 2 |