In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Денис Аврамов
Полина Агуреева
Полина Айрапетова
Мария Андреева
Анатолий Анциферов
Карэн Бадалов
Ольга Бодрова
Елизавета Бойко
Юрий Буторин
Иван Вакуленко
Иван Верховых
Степан Владимиров
Игорь Войнаровский
Елена Ворончихина
Мария Геращенко
Анатолий Горячев
Мадлен Джабраилова
Лилия Егорова
Дмитрий Захаров
Амбарцум Кабанян
Галина Кашковская
Александра Кесельман
Алексей Колубков
Дарья Коныжева
Вениамин Краснянский
Михаил Крылов
Наталия Курдюбова
Ксения Кутепова
Полина Кутепова
Максим Литовченко
Илья Любимов
Олег Любимов
Фёдор Малышев
Наталья Мартынова
Виталий Метлин
Александр Мичков
Александр Моровов
Томас Моцкус
Олег Нирян
Екатерина Новокрещенова
Игорь Овчинников
Серафима Огарёва
Николай Орловский
Кирилл Пирогов
Степан Пьянков
Тагир Рахимов
Дмитрий Рудков
Владимир Свирский
Екатерина Смирнова
Вера Строкова
Владислав Ташбулатов
Валюс Тертелис
Юрий Титов
Владимир Топцов
Никита Тюнин
Галина Тюнина
Василий Фирсов
Евгений Цыганов
Роза Шмуклер
Рустэм Юскаев
Павел Яковлев
Сергей Якубенко
Борис Яновский

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Олег Зинцов
«Ведомости», 16.06.2005

Пока все дома

Премьера Мастерской П. Фоменко украсила список лучших спектаклей сезона

Спектакль «Дом, где разбиваются сердца» вышел вещью красивой, умной, отлично сыгранной и даже нескучной. Последнего качества при постановке пьес Бернарда Шоу достичь, между прочим, особенно сложно.


Попав в Дом, построенный режиссером-педагогом Мастерской Евгением Каменьковичем и художником Владимиром Максимовым, любой гость просто обязан поскользнуться. Пол сплошь усыпан винными пробками, и фоменковские актрисы (как всегда прелестные, обворожительные etc. — нужное подчеркнуть) спотыкаются, как школьницы, впервые надевшие туфли на каблуках, — короче, так спотыкаются, что не влюбиться в них невозможно.

Фокус с пробками вряд ли придумывался как метафора, но так и хочется сказать, что чтение пьесы довольно похожий аттракцион: Шоу любил соорудить аллегорию, но по дороге к ней не упускал случая подставить читателю подножку. Аллегории с умопомрачительной скрупулезностью разъяснялись в предисловиях к пьесам; с подножками разбирайтесь сами — если хотите эти сочинения ставить, играть и смотреть.

Насчет Дома, где разбиваются сердца, автор охотно сообщает, что это «культурная, праздная Европа перед войной» (пьеса начата в 1913 г., дописана в 1917-м). Насчет обитателей Дома замечает, что в них много общего с персонажами Чехова: «такие же милые люди, та же крайняя пустота».

Мастерской П. Фоменко никак не откажешь в репертуарной логике — нынешний сезон начался с «Трех сестер». Не откажешь и в постоянстве темы: идея Дома, почти списанная театральной историей в архив, для Мастерской остается одной из важнейших основ жизни — ученики Петра Фоменко никогда не боялись выглядеть чуть старомодными, и это стало органической частью их обаяния. Кроме прочего, это значит, что все события внешнего мира в Мастерской всегда воспринимались изнутри, сквозь стены театра-дома. И, если нам решили сообщить, что стены вот-вот задрожат, лучшего вестника, чем Бернард Шоу, пожалуй, и в самом деле было не найти. Недаром с Чеховым, чьи пьесы за 100 лет поддались коррозии куда меньше сочинений британского драматурга, Мастерской пришлось труднее.

Игра, затеянная Каменьковичем с текстом о закате Европы, увлекательна и безупречно культурна. Придуманный Шоу дом-корабль старого капитана Шотовера превратился в удобную двухъярусную декорацию с остроумными деталями вроде штурвала, который служит подъемником для бутылок с ромом. Над зрителями первого ряда угрожающе нависло массивное украшение корабельного носа — деревянная фигура с глупым выражением лица: в финальной сцене бомбежки этот символический истукан, разумеется, со скрипом накренится. Музыкально история зарифмована с двумя фильмами — «И корабль плывет?» Федерико Феллини (еще одной непотопляемой аллегорией ХХ в.) и недавней картиной Вонг Кар-Вая «2046» (в которой звон разбившихся сердец звучит гонконгским эхом европейских рефлексий). К тому же шкафчику ассоциаций, наверное, отсылают и костюмы Светланы Калининой, обилием шелка и яркими цветами напоминающие разом что-то оперное и что-то восточное.

Рифма иного рода — Шекспир, о которого Шоу затупил немало перьев. Линия с «Наполеоном промышленности» Боссом Менгеном (Максим Литовченко) выглядит в спектакле парафразом истории Мальволио из «Двенадцатой ночи» (Каменькович, кстати, когда-то ставил эту пьесу в Мастерской).

За всеми этими играми нетрудно потерять весь пафос Бернарда Шоу, но, может, оно и к лучшему. В конце концов, в этом спектакле интереснее следить не за тем, куда в следующий момент уткнется саркастический палец драматурга, а за тем, например, как обольстительность Полины Кутеповой оттеняет насмешливую резкость Натальи Курдюбовой. Как смело и точно ведет свою роль Наталья Мартынова, чей сценический опыт пока не больше, чем жизненный опыт ее героини — самой младшей из обитателей Дома. Ну и насколько выразительна фигура капитана Шотовера, даже когда играющий его Карэн Бадалов поворачивается к залу спиной.

В фигуре этой чувствуется разом ирония и занудство писателя Бернарда Шоу, а сверх того еще что-то комически пиратское. Словом, йо-хо-хо и бутылка рома.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100