In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Денис Аврамов
Полина Агуреева
Полина Айрапетова
Мария Андреева
Анатолий Анциферов
Карэн Бадалов
Ольга Бодрова
Елизавета Бойко
Юрий Буторин
Иван Вакуленко
Иван Верховых
Степан Владимиров
Игорь Войнаровский
Елена Ворончихина
Мария Геращенко
Анатолий Горячев
Мадлен Джабраилова
Лилия Егорова
Дмитрий Захаров
Амбарцум Кабанян
Галина Кашковская
Александра Кесельман
Алексей Колубков
Дарья Коныжева
Вениамин Краснянский
Михаил Крылов
Наталия Курдюбова
Ксения Кутепова
Полина Кутепова
Максим Литовченко
София Лукиных
Илья Любимов
Олег Любимов
Фёдор Малышев
Наталья Мартынова
Виталий Метлин
Александр Мичков
Александр Моровов
Томас Моцкус
Олег Нирян
Екатерина Новокрещенова
Игорь Овчинников
Серафима Огарёва
Николай Орловский
Кирилл Пирогов
Степан Пьянков
Тагир Рахимов
Дмитрий Рудков
Владимир Свирский
Екатерина Смирнова
Вера Строкова
Владислав Ташбулатов
Валюс Тертелис
Юрий Титов
Владимир Топцов
Никита Тюнин
Галина Тюнина
Василий Фирсов
Евгений Цыганов
Роза Шмуклер
Рустэм Юскаев
Павел Яковлев
Сергей Якубенко
Борис Яновский

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елизавета Авдошина
«Независимая газета», 26.02.2024

Зрителей возвращают в старину

В «Мастерской Петра Фоменко» и Театре Моссовета невест выдают замуж

В театрах, видимо, решили ударно начать Год семьи, объявленный на 2024 год в России. Сразу две столичные премьеры вышли по старинным русским комедиям о женитьбе – деле для отечества необходимом, как писал Гоголь. В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую комедию играют как водевиль, а в Театре Моссовета настоящий водевиль Александра Шаховского разыгрывают как современную пьесу о споре поколений. 

«Женитьбу» не случайно атрибутируешь на спектакле «фоменок» как водевиль. Ведь уникальность комедии Николая Васильевича в том и была: абсолютно водевильный сюжет, как уже не слишком юная невеста выбирает себе женихов (один другого проблемнее), неожиданно заканчивается драматической коллизией, уже не внешней, а внутренней. Виновник торжества, незадачливый жених Подколесин, заручившись приязнью избранницы, разлакомившись будущим подле красивой жены, через минуту прыгает в окно и – был таков. Почему? Отчего? Непознаваема русская душа!

Открытый финал, оставленный Гоголем, трактуется каждый раз заново, то более мрачно, то курьезно. «Совершенно невероятное событие» сыграно в фирменном акварельном стиле «Мастерской…». Спектакль сосредоточен на комической интриге и выводит на водевильный оборот – можно вволю насладиться балаганными перипетиями и милыми репризами.

В постановке есть шанс для каждого актера провести свою линию. И для «Женитьбы» это немаловажно. Помимо того, что у автора все персонажи выписаны в ярчайших характерах и колоритных типажах, в спектакле заняты те актеры труппы, кто в последнее время не избалован новыми ролями. Да еще совсем новое поколение труппы здесь впервые вступает на подмостки – и отлично показывает себя. И купеческая дочь на выданье, дебелая красавица Агафья – Ольга Бодрова, и мужиковатая ее тетка – Елизавета Бойко, и большеглазая, быстрая, как ветерок, Дуняша (Екатерина Новокрещенова – актриса с редким амплуа травести).

В режиссерах значится не только Евгений Каменькович, но и главное «трио» – Мадлен Джабраилова (сваха), Иван Вакуленко (надворный советник Подколесин) и Юрий Буторин (друг его Кочкарев, решивший взять на себя роль свахи-тамады). У Мадлен Джабраиловой, наверное, тут самая удивительная роль: в ее исполнении сваха предстает не старорусским персонажем, закутанным в платок, а ультрасовременным свадебным агентом в элегантном брючном костюме терракотового цвета с необъятной дамской сумкой, где прячутся разные женские хитрости. Костюмы Марии Боровской подчеркивают «русскость», но и включают диалог с современностью, особенно в женских платьях, и – подчас превосходят находки сценографии (художник – Ирина Корина), которая тут скорее сообщает пространственно-временную характеристику, чем метафоризует действие. Раз уж на свадьбу принято делать фотосессии, то эту традицию (даром что при Гоголе фотография в России только зарождалась) решили сделать всеобъемлющей. Купеческий дом Купердягиных превращается в Торговый дом с фотоателье и свадебным салоном, а над всем возвышается вывеска в форме кулака в память о суровом батюшке. Так что женихи все будут запечатлены еще до смотрин – посетителей сразу на фоне репродукций с итальянскими видами фотографирует Дуняша.

И только в конце белоснежный свадебный стол так печально красив оттого, что за него так никто и не сядет праздновать рождение новой семьи, что становится аллегорией несбывшихся надежд.

Сватовство, ключевая часть комедии, решена вполне традиционно в образах каждого жениха, составляющих всю соль гоголевской сатиры: одному невесту высокообразованную подавай, хотя сам по-французски ни бельмеса; другому – характером посмирней; третьему – приданое побогаче. И только бывший моряк Жевакин, как настоящий романтик, готов ценить исключительно женскую красоту. Его играет Степан Пьянков, и это совершенно особая роль, сделанная с большим чувством. Артист и сам имеет насыщенную удивительными поворотами судьбы биографию, и своего нелепого героя – потертого, но душевного пьянчужку, помотавшегося по свету, – представляет в высокой трагикомедии. Говорить знаменитую фразу, что уже в 17 раз получает отказ, Жевакин выходит на авансцену, и это щемящая минута его признания, одиночества становится зеркальной по отношению к монологу Подколесина, когда тот размышляет: а что его собственно держит в комнате в ожидании невесты? Один бежит любви, другой стремится к ней и – не находит. 



Источник: «Независимая газета»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100