In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Денис Аврамов
Полина Агуреева
Полина Айрапетова
Мария Андреева
Анатолий Анциферов
Карэн Бадалов
Ольга Бодрова
Елизавета Бойко
Юрий Буторин
Иван Вакуленко
Иван Верховых
Степан Владимиров
Игорь Войнаровский
Елена Ворончихина
Мария Геращенко
Анатолий Горячев
Мадлен Джабраилова
Лилия Егорова
Дмитрий Захаров
Амбарцум Кабанян
Галина Кашковская
Александра Кесельман
Алексей Колубков
Дарья Коныжева
Вениамин Краснянский
Михаил Крылов
Наталия Курдюбова
Ксения Кутепова
Полина Кутепова
Максим Литовченко
София Лукиных
Илья Любимов
Олег Любимов
Фёдор Малышев
Наталья Мартынова
Виталий Метлин
Александр Мичков
Александр Моровов
Томас Моцкус
Олег Нирян
Екатерина Новокрещенова
Игорь Овчинников
Серафима Огарёва
Николай Орловский
Кирилл Пирогов
Степан Пьянков
Тагир Рахимов
Дмитрий Рудков
Владимир Свирский
Екатерина Смирнова
Вера Строкова
Владислав Ташбулатов
Валюс Тертелис
Юрий Титов
Владимир Топцов
Никита Тюнин
Галина Тюнина
Василий Фирсов
Евгений Цыганов
Роза Шмуклер
Рустэм Юскаев
Павел Яковлев
Сергей Якубенко
Борис Яновский

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Смородинова
«Вечерняя Москва», 3.07.2015

Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побег

Еще в начале сезона режиссер Иван Поповски, ярко начавший в 90-е выпускник того самого первого курса Петра Фоменко, из которого позднее и родилась знаменитая Мастерская, рассказал журналистам: он работает над «Сном в летнюю ночь». И вот в конце сезона новая сцена Мастерской Фоменко получила почти четырехчасовой шекспировский полет — во снах и наяву.

Кажется, что в этом «Сне» парят все, включая текст знаменитой комедии в новом переводе Осии Сороки. Соединяясь с фирменным «легким дыханием» актеров театра, Шекспир звучит нежно и свежо — как шелест ветра в ночном лесу.

Складывается впечатление, что знаменитая комедия — идеальный материал для актеров этого театра, с их тонкой акварельной игрой, бесконечной тягой к лицедейству. Тут охотно меняются ролями, бесстрашно парят над сценой и пролетают прямо над головами испуганных зрителей, держась лишь за кажущиеся совершенно воздушными ткани, которые трансформируются то в колонны Афин, а то в лесную чащу.

В экспозиции режиссер ненадолго возводит две пары влюбленных на котурны (в центре сюжета пьесы — в том числе и любовный четырехугольник, в котором оказываются герои пьесы — Гермия, Лизандр, Елена и Деметрий).

Затем дает волю иронии, заставляя всех четверых героев смешно ковылять, передвигаясь на одной подставке, а потом и вовсе заставляет выделывать невероятные трюки, граничащие с балетом и акробатикой. Впрочем, «заставляет» слово неуместное — слишком заразительны те кураж и азарт, с которым недавние стажеры Серафима Огарева (Гермия), Ирина Горбачева (Елена), Александр Мичков (Лизандр) и Юрий Буторин (Деметрий) разбираются с любовным четырехугольником. В палитре их игры — невероятные па, неожиданные интонации вроде кошачьего шипенья, с которым бросаются друг на друга девушки в момент, когда под влиянием волшебного сока оба молодых человека меняют адресатов своих любовных признаний. 

Но сюжет «Сна в летнюю ночь», как мы помним, не ограничивается историей влюбленных. Есть еще как минимум три линии — царицы эльфов Титании, влюбившейся в ремесленника, который репетировал в лесу вместе с товарищами пьесу к свадьбе герцога; герцога, женившегося на предводительнице амазонок Ипполите; и вставной сюжет с пьесой, которую ремесленники и разыгрывают на свадьбе.

На сцене Мастерской сюжеты переплетаются, объединяя актеров трех поколений. Театральность действия всячески подчеркивается. Например, и Оберон, и Тезей (которых играет Карэн Бадалов) смотрят в один и тот же театральный бинокль: Оберон наблюдает за влюбленными, а Тезей смотрит постановку ремесленников, по-режиссерски замечая: «Опять не там акценты расставят». На сцене Мастерской сюжеты переплетаются, объединяя фоменок трех поколений. 

А «двойные» роли (Галина Тюнина играет Титанию и Ипполиту, Карэн Бадалов – Тезея и Оберона, эльфа Робина и распорядителя празднеств Филострата — Амбарцум Кабанян) подчеркивают зеркальность миров, сильнее которых оказывается магия сна. В такие сны проваливаются без оглядки, сбегая от реальности. леса и дворца, сильнее которых оказывается магия сна. В такие сны проваливаются без оглядки, сбегая от реальности. И если приглядеться, то постановка Поповски – и есть такой театральный побег, попытка забыться в полетах и игре, опьянеть от витальности и не возвращаться в сегодня хотя бы на четыре часа спектакля, который, кстати, местами, несмотря на легкость и красоту, кажется затянутым.

«Мастерская» начиналась в девяностые, когда на ее сцене царили полет и легкое дыхание, а за ее стенами – прямо противоположное. «Сон в летнюю ночь» – снова один сплошной театральный полет, кажущийся на первый взгляд не связанным не только с сегодняшним театром, но и с сегодня вообще. Красивая сказка, позволяющая зрителям оказаться в чарах волшебства и забыться. И очень хочется, чтобы этот сон оставался просто сном, а не оказался театральным предвестником того, от чего спасались зрители, следя за снами первых фоменок.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Иван Поповски, режиссер:

 — Спектакль создавался всем коллективом, все актеры работали над ним, вносили свою лепту. Так что это наше совместное творчество. И это, по-моему, заметно. Хотя я иногда пытался актеров останавливать в их порывах, где-то чуть-чуть направлять. А они меня. Признаюсь, меня-то часто «заносит»: я всегда люблю, чтобы были какие-то спецэффекты. Но эту шекспировскую историю как раз хотелось наоборот сделать как можно проще, как можно ближе к артистам и зрителям, чтобы при этом было больше воздуха и самого сна — «Сна в летнюю ночь».


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100